Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Все
эти случаи самообщения встречаются очень редко в действительности и очень часто
на подмостках. В
тех случаях, когда мне приходится там общаться с самим собой молча, я чувствую
себя прекрасно и даже люблю этот вид самообщения, хорошо знакомый мне по
реальной жизни, он выходит у меня естественно. Но зато, когда мне приходится
стоять на подмостках глаз на глаз с самим собой и произносить длинные,
витиеватые монологи в стихах, я теряюсь и не знаю, что мне делать. Как
оправдать на сцене то, чему в подлинной жизни я почти не нахожу оправдания? Где
мне искать при таком самообщении этого я — сам? Человек велик. Куда обращаться? К мозгу, к сердцу, к
воображению, к рукам, к ногам?.. Куда и откуда направлять внутри себя токи
общения? Для
этого процесса необходимы определенный субъект и объект. Где же они сидят в
нас? Лишенный двух общающихся внутри центров, я не могу удержать в себе
разбегающегося, не направленного внимания. Неудивительно, что оно летит в
зрительный зал, где нас всегда подкарауливает неотразимый объект — толпа зрителей. Но
меня научили, как выходить из положения. Дело в том, что, кроме обычного центра
нашей нервной психической жизни —
головного мозга, мне указали на другой центр, находящийся близ сердца, там, где
солнечное сплетение. Я
попробовал свести между собой для разговора оба упомянутых центра. Мне
почудилось, что они не только определились во мне, но и заговорили. Головной центр
почувствовался мне представителем сознания, а нервный центр солнечного
сплетения — представителем эмоции. Таким образом, по моим ощущениям, выходило
так, что ум общался с чувством. «Что
ж,— сказал я себе,— пусть общаются. Значит, во мне открылись недостававшие мне
субъект и объект». С описанного момента мое
самочувствие при самообщении на сцене стало устойчивым не только при молчаливых
паузах, но и при громком словесном самообщении. Я не хочу разбираться, так
это или нет, признано или не признано наукой то, что я почувствовал. Мой критерий—личное самочувствие. Пусть мое ощущение
индивидуально, пусть оно является плодом фантазии, но оно мне помогает, и я
пользуюсь этим. Если мой практический и
ненаучный прием поможет и вам,— тем
лучше; я ни на чем не настаиваю и ничего не утверждаю. После некоторой паузы
Аркадий Николаевич продолжал: — Легче овладеть и справиться на сцене с процессом
взаимного общения с партнером. Но и тут мы встречаем трудности, которые надо
знать и с которыми надо уметь бороться. Например: мы с вами на сцене, и вы
общаетесь непосредственно со мной. Но я большой. Видите, какой я! У меня нос,
рот, ноги, руки, туловище. Неужели же вы можете сразу общаться со всеми частями
тела, из которых я составлен? —
допрашивал меня Торцов.— Если же это
невозможно, то изберите какую-нибудь часть, точку во мне, через которую вы
будете общаться. |