Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Действительность
сложнее любых схем. Режиссер и актер часто оказывались и оказываются
соратниками в попытке понимания и
адекватного воплощения авторского текста. Но не менее часто актерское понимание
роли расходится с режиссерским. Еще чаще режиссерское понимание текста пьесы
отходит от собственно драматургических задач и целей. Отношения с режиссерами
— очень сложный момент биографии Смоктуновского. Ни о ком не сказано в его
книгах, статьях и интервью столько убийственно резких и часто несправедливых
слов, как о режиссерах. В отношениях со своими режиссерами Иннокентий
Смоктуновский всегда внутренне стоял «на страже», ревниво относясь к любой
попытке «сбить» его с его собственного понимания роли и авторского слова. «Я
знаю одно: во всех своих работах, будь то взлеты или провалы, находки или
поражения, автор — я сам». Смоктуновского
обвиняли в плохом характере, в «звездной болезни», в премьерстве, в индивидуализме и неумении подчинить
свои амбиции интересам общего дела. Но
даже сами режиссеры, по крайней мере наиболее умные из них, угадывали в
противодействии Смоктуновского режиссерской
воле нечто более значительное, чем простой каприз премьера. Олег Ефремов
констатировал: «Взаимоотношения Смоктуновского с режиссерами всегда были диалогическими, не простыми.
Иннокентий Михайлович очень часто ругает режиссуру, которая, как ему кажется,
не дает актеру осуществить собственный замысел роли. Я думаю, что не стоит
обижаться на Смоктуновского и в этом случае». Режиссер,
встающий между ним и автором, неизбежно вызывал в Смоктуновском ревнивое чувство, которое могло дойти до ненависти.
Самый яркий пример: отношение к Козинцеву. Уже на уровне сценария артист
ощутил властную режиссерскую трактовку шекспировской пьесы и восстал против нее. В своей книге
«Время добрых надежд» Смоктуновский
вспоминает, как его колебаниям, браться или
нет за роль Гамлета, положила конец его жена. «Заставив сниматься меня
в „Гамлете" (прочтя чудовищный сценарий Г. Козинцева, я дважды
категорически отказывался от этого „любезного" приглашения на роль), она
не оставляла меня в этом единоборстве (...): — У тебя прекрасный помощник — Вильям Шекспир». Воюя с
режиссером за свое понимание Гамлета, актер так за всю жизнь и не простил
Козинцеву его неуступчивости в этой борьбе. Необыкновенный успех фильма,
принесшего артисту мировую известность, здесь ничего не менял, не решал и не
искупал. В архиве Смоктуновского сохранился черновой набросок письма Козинцеву
периода монтажа фильма, где актер достаточно настойчиво и не слишком уважительно
«продавливает» свое
представление о будущем фильме:
«Уважаемый Григорий Михайлович! У вас в руках — фильм удивительный, каких не было,
но у вас в руках и аморфный музыкальный фильмик. Чтобы фильм не получился музыкальным (здесь и далее
выделено Смоктуновским— О. Е.), мне кажется, нужно выбросить музыку повсюду,
где она не „льет воду" на мельницу пряного действия по мысли Шекспира.
Там, где она призвана из каких-то режиссерских соображений (например, на
кладбище Йорик у гроба), отвлекающих от действенности общего куска — там она
губит эти куски напрочь, простите. (...) Музыка в этих кусках придумана и
диссонирует с действием, губя его суть и эмоциональность. (...)
Наши проходы с призраком — их много, они тянут. Как и сам призрак. К нему
привыкаешь и уже не только не следишь за ним, не боишься его, но он просто
надоедает. И моих планов в призраке — крупных планов тоже много. А здесь
еще и рассвет идет, как в научно-популярном фильме». |