Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Иннокентий
Смоктуновский сохранял разные
шины во взаимодействии с образом. Сохранял восприятие своего героя как
художественного персонажа определенного произведения, отношение к герою, как к
Другому, наконец, слияние со своим героем. К. С. Станиславский назвал высшие актерские создания «человеко-ролью»,
подчеркнув момент создания именно нового человека, со своей индивидуальной
психофизикой, — похожей и непохожей на своего создателя, — со своей судьбой.
Собственно, создание этой «человеко-роли», по Станиславскому, и есть высшее
актерское счастье, смысл и цель актерской профессии. Ради этого актеры учат
чужие слова, надевают чужую одежду, входят,
как в клетку, в границы иного «Я», чтобы в акте творческого преображения
ощутить внутреннюю свободу. Может
быть, самую яркую метафору «человеко-роли» дал в своем «Превращении» Кафка,
описав, как главный герой Грегор Замза, проснувшись, обнаружил, что
превратился в насекомое с панцирно-твердой спиной, коричневым чешуйчатым
животом и многочисленными тонкими ножками. Это был Грегор Замза, но
одновременно и кто-то Другой, абсолютно на него непохожий. Этот Другой диктовал
логику, пластику, ритм движений,
своеобразие душевной жизни, желания, физические и душевные состояния... Грегор Замза помнил, каким он был, но
сейчас он был Другим. Парадоксальное существование прежнего «Я» в
панцирно-твердой оболочке Другого. Метафора страшноватая. Но, если вдуматься,
вряд ли существование в образе Гамлета, Чичикова или Ивана Иваныча менее
парадоксально и менее страшно, чем превращение в насекомое. Кафка оставил за
скобками собственно процесс превращения: герой проснулся и был Другим. Тетради
Смоктуновского позволяют говорить о том, как это делалось, какими способами, методами, приемами достигалось это
слияние актера и роли, себя и Другого. Мы попробовали пройти с артистом этим путем, понять логику и
закономерности его маршрутов, которые помогут ответить на самые захватывающие и непреходящие вопросы: как происходит
творческий процесс создания роли? какими законами управляется? каким правилам
подчиняется? какими закономерностями движется? Сняты с репертуара спектакли. Все
меньше остается зрителей, видевших
Смоктуновского на сцене. В
папках Музея Бахрушина хранятся актерские тетради, сохранившие движение мысли, напряжение воли, живой звук
творчества. OCR – Pavloid
2006
|