Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Для того чтобы это произошло, режиссер должен предложить
коллективу обсудить вопрос за вопросом все, из чего складывается план
постановки. И пусть, выдвинув на обсуждение тот или иной вопрос, сам режиссер
говорит возможно меньше. Пусть говорят актеры. Пусть они последовательно
выскажутся и об идейном содержании пьесы, и о сверхзадаче, и о сквозном действии,
и об отношениях между действующими лицами; пусть каждый расскажет, каким ему
представляется тот персонаж, роль которого ему поручена; пусть актеры поговорят
и об общей атмосфере пьесы, и о том, какие требования предъявляет данная пьеса
к актерской игре (иначе говоря, на какие моменты в области внутренней и
внешней техники актерского искусства в данном спектакле следует обратить особенное
внимание). Разумеется, режиссер должен руководить этими беседами,
подогревать их наводящими вопросами, незаметно направляя к нужным выводам и
правильным решениям. Но пусть он не боится при этом и изменять свои
первоначальные предположения, если в процессе коллективной беседы будут
возникать новые решения, более верные и увлекательные. Так, постепенно уточняясь и развиваясь, режиссерский замысел
сделается органическим достоянием коллектива и войдет в сознание каждого его
члена. Он перестанет быть замыслом одного только режиссера, он сделается
творческим замыслом коллектива. Именно к этому и должен стремиться режиссер,
именно этого он и должен добиваться всеми доступными ему средствами, ибо только
такой замысел будет питать собою творчество всех участников общей работы. К
этому в основном сводится первый этап застольной работы. Не следует, однако, допускать, чтобы собеседования
застольного периода превращались в безответственную «говорильню», в
беспредметное философствование, в разговор «вообще» или «вокруг да около».
Такие разговоры не помогают актерам, они утомляют их, перегружают их сознание
лишним, ненужным материалом; они не подводят к творчеству, а, скорее,
наоборот, уводят от него. Порочная практика таких собеседований дала основание
Станиславскому в конце своей жизни выступить против застольной работы вообще.
Однако едва ли правильно отменять этот важный этап работы только потому, что
его иногда неверно осуществляют. Проводить его нужно, во-первых, творчески, а,
во-вторых, делово. |