Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! В ответ на эти жалобы следует предложить кому-нибудь из
учащихся, отвернувшись от предмета, который он только что разглядывал, подробно
его описать. Дальше будет совсем не трудно, сличая описание с самим предметом,
доказать, что ученик очень плохо его рассмотрел, что он не заметил целого ряда
интересных деталей. Затем преподаватель снова предлагает всему классу рассмотреть
тот же предмет, а потом другой, третий и т.д., постепенно от упражнения к
упражнению увеличивая отрезок времени, отведенный для рассматривания каждого
предмета. Сличая потом предметы с описаниями, которые должны делать учащиеся
после каждого упражнения, преподаватель сможет установить, что эти описания
становятся с каждым разом все более и более подробными и точными, а также и
то, что учащимся удается удерживать свое внимание на заданном объекте все
дольше и дольше. Следующий момент заключается в том, что преподаватель,
объяснив значение мышления в процессе внимания, избирает какой-нибудь предмет и
предлагает примерный план, следуя которому можно всесторонне изучить данный
предмет, — например, такой план: цвет предмета, его форма, материал, из которого
он изготовлен; процесс его изготовления; его составные части; вещи, так или
иначе связанные с данным предметом; качество предмета (его достоинства и
недостатки и т.д.). Потом преподаватель предлагает учащимся рассмотреть этот
предмет, руководствуясь предложенным планом. При последующих упражнениях учащимся может быть дана
возможность самим избирать объект и составлять план. Так преподаватель сможет добиться того, что внимание его
учеников постепенно приобретет очень большую устойчивость и активность. В конце
концов учащиеся научатся держать свое внимание на заданном объекте очень долго,
то есть до тех пор, пока они при помощи своего мышления до конца не исчерпают
все темы, заложенные в данном предмете. Эти упражнения связаны со зрительными
ощущениями. Аналогичные упражнения можно построить также и на основе
деятельности других органов чувств; слуха, осязания, обоняния и даже вкуса. Приведем примеры упражнений на слуховое внимание.
Преподаватель предлагает всей группе учащихся сосредоточить свое внимание на
звуках: 1) в пределах данной аудитории, 2) за ее пределами: а) в коридоре, б)
на улице, в) в соседнем классе и т.д. Трудность этого упражнения заключается в
том, чтобы суметь из всей массы звуков выделить те, которые относятся именно к
указанному месту и из их числа ни одного звука не проронить. |