Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Мы знаем ряд вариантов
понимания роли Софьи в исполнении наших крупных актрис. Творческая индивидуальность актера и создает ту пленительную неповторимость, то многообразие воплощения авторского замысла, которое делает искусство театра вечно живым. А.О.Степанова в спектакле МХАТ с присущей ее дарованию остротой создала в роли Софьи характерный образ представительницы фамусовской Москвы. Она умно и зло разоблачила тех, кто «словечка в простоте не скажут». Софье, уродливо воспитанной, начитавшейся французских романов, властной и холодной, нужно в первую очередь преклонение, ей нужен «муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей». Она хитро и последовательно
проводит в жизнь свое решение выйти замуж за Молчалина. Его бедность не смущает ее; она верит в его способность стать незаменимым для Фамусова, Хлёстовой и прочих людей ее круга. Чацкий со своей ненужной ей любовью раздражает ее, мешает ей, и она каждой своей репликой старается оскорбить и унизить его. Она не хочет вспоминать прошлое, связывающее ее с Чацким, она настолько умна, что понимает: Чацкий — представитель враждебного ее обществу лагеря; и она активно борется с ним всеми доступными ей средствами. Она сознательно распускает слух о его безумии: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить...» — и наслаждается произведенным эффектом своих слов, наблюдает, как сплетня, точно снежный ком, молниеносно обрастает и превращается в огромную снеговую гору, которая обрушивается на Чацкого. Знаем мы и иное сценическое
решение образа Софьи. В.А.Мичурина-Самойлова играла эту роль тоже очень
интересно, но совсем по-другому. Это была натура горячая,
страстная. Она когда-то любила Чацкого, любила так же горячо и искренне, как он
любил ее. Но он уехал. Уехал надолго. Забыл ее. И вот она одна, покинутая им,
пытается заглушить свое чувство. Пережив разлуку с любимым человеком, не имея
от него никаких вестей, она делает все, чтобы забыть его. Она выдумывает свою
любовь к Молчалину, ей приятно думать, что около нее человек, для которого она
дороже всего на свете. Она находит в этом покой и утешение. Но чувство к Чацкому не умерло. Оно живет,
беспокоит, мучает, оно властно требует противопоставления Чацкому другого
идеала, чтобы вытеснить из сердца того, кто по собственной воле уехал. В сцене из первого действия, когда Лиза пытается
упрекнуть Софью в том, что она забыла Чацкого, Мичурина-Самойлова резко
прерывала Лизу, и в словах ее ответного монолога: |