Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! ПРОФЕССИЯ — АРТИСТ
Лев Толстой, как известно, сознавал свое
присутствие в мире с ранних младенческих месяцев. Помнил, как невыносимо тесно
было ему в свивальниках, как хотелось выпростать руки и крикнуть людям,
связавшим его, что делать этого не нужно. «Это было первое и самое сильное мое
впечатление жизни. И памятно мне не крик мой, не страдания, но сложность,
противоречивость впечатления. Мне хочется свободы; она никому не мешает, и меня
мучают». Нет никакого сомнения, что младенец кричит
голосом старика Толстого. Но тут ведь и важен не столько факт соответствия
«противоречивого» впечатления и реальной душевной жизни, сколько факт
преображающего сознания художника. В глубинах эмоциональной памяти писатель
обнаруживает первообраз судьбы. Он обнаруживает «сверхзадачу» будущей жизни и
даже ее «сквозное действие», как мог бы, вероятно, прокомментировать
воспоминания Л. Н. Толстого его младший современник, Константин Сергеевич
Станиславский. В художественной исповеди Станиславского, на
первых же страницах книги «Моя жизнь в искусстве», мы можем прочитать
воспоминание о его собственных «свивальниках», об одном из самых сильных
детских впечатлений, сохранившихся в памяти создателя системы. Станиславский
вспоминает какой-то утренник, домашний спектакль, когда трех- или
четырехгодовалого Костю Алексеева, обряженного в шубу, накрытого меховой
шапкой, поставили посреди сцены. Малыш должен был изображать зиму. Борода и усы
постоянно всползали кверху, а вся игра оставила по себе острую пожизненную
память: «Ощущение неловкости при бессмысленном бездействии на сцене, вероятно,
почувствовалось мною бессознательно еще тогда, и с тех пор и по сие время я
больше всего боюсь его на подмостках». «Бессмысленное бездействие» на сцене — один из тех «детских вопросов», которые Станиславский
задал сначала самому себе, потом современному, а затем и будущему театру.
Сокровенная цель системы, ее глубоко личный источник — избавиться от «противоречивого» ощущения, обрести счастье
органического творчества, разрешить вековечный «парадокс об актере»,
сформулированный еще Дидро. Во второй части книги «Работа актера над собой», в
«Заключительных беседах», Станиславский напишет: «Мы родились с этой
способностью к творчеству, с этой «системой» внутри себя. Творчество — наша естественная потребность и, казалось
бы, иначе, как правильно, по «системе», мы не должны бы были уметь творить. Но,
к удивлению, приходя на сцену, мы теряем то, что дано природой, и вместо
творчества начинаем ломаться, притворяться, наигрывать и представлять». Среди
причин, которые толкают актера на путь ремесла, ломанья и наигрыша,
Станиславский называет «условность и неправду, которые скрыты в театральном
представлении, в архитектуре театра, в навязывании нам чужих слов и действий
поэта, мизансценах режиссера, декорациях и костюмах художника». В сущности,
он перечисляет атрибуты, свойственные театру как таковому. Все они,
оказывается, способны вызвать театральную ложь, искривить и «вывихнуть»
искусство артиста. Тема «черной дыры портала», ужас перед этой «пастью», к
которой тянется слабая актерская душа, пронизывают насквозь книгу «Моя жизнь в
искусстве» и все труды по системе. Индивидуальное переживание артиста
Станиславского было осмыслено и развернуто им в качестве коренного противоречия
актерской профессии. Навязанное или предложенное другим и чужим (будь то поэт,
драматург, режиссер или художник) должно быть .не только освоено, но и
присвоено артистом. Только в этом случае Станиславский полагал возможным
говорить об искусстве актера как о полноценном творчестве, только в этом случае
для него существовало оправдание театра. «Насилие и навязывание чужого не
исчезнет до тех пор, пока сам артист не превратит навязанное в свое
собственное. Этому процессу и помогает «система». Ее магическое «если б»,
предлагаемые обстоятельства, вымыслы, манки делают чужое своим. «Система» умеет
заставлять верить несуществующему. А где правда и вера, там и подлинное,
продуктивное, целесообразное действие, там и переживание, и подсознание, и
творчество, и искусство». |