Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! В подтверждение этой мысли я приведу вам
такой случай: как-то раз, наблюдая на бульваре прохожих, я увидел огромную,
толстую старуху, катившую маленькую детскую колясочку, в которой вместо ребенка
находилась клетка с чижиком. Вероятнее всего, что проходившая мимо меня женщина
просто поместила в колясочку свою ношу, чтобы не таскать ее в руках. Но мне
захотелось иначе увидеть действительность, и я решил, что старуха схоронила
всех своих детей и внучат, что на всем свете у нее осталось одно-единствен-ное
любимое живое существо — чижик в клетке,
вот она и катает его по бульвару, как еще недавно катала здесь же любимого
последнего внука. Такое толкование острее, сценичнее, чем сама
действительность. Почему же мне не запечатлеть в памяти мои наблюдения именно в
таком виде? Ведь я же не статистик, которому нужна точность собираемых
сведений, я артист, которому важны творческие эмоции. Описанная
картина из жизни, окрашенная собственным воображением, живет в моей памяти по
настоящее время и просится на подмостки сцены. После того как вы научитесь
приглядываться к окружающей вас жизни и искать в ней творческий материал, вам
надо обратиться к изучению наиболее нам нужного материала, на котором главным
образом основано наше творчество. Я говорю о тех эмоциях, которые мы получаем
от личного, непосредственного общения —
из души в душу — с живыми объектами, то
есть с людьми. Эмоциональный материал особенно ценен потому,
что из него складывается «жизнь человеческого духа роли» — создание, которое является основной целью нашего искусства.
Добыча этого материала трудна потому, что он невидим, неуловим, неопределенен и
лишь внутренне ощутим. Правда, многие невидимые, душевные
переживания отражаются в мимике, в глазах, в голосе, в речи, в движениях и во
всем нашем физическом аппарате. Это облегчает задачу наблюдателя, но и при
таких условиях не легко понять человеческую сущность, потому что люди редко
распахивают и показывают свою душу такой, какова она на самом деле. В
большинстве случаев они прячут свои переживания, и тогда внешняя личина
обманывает, не помогает наблюдателю, и ему становится еще труднее угадывать
скрываемое чувство. Наша психотехника не выработала еще приемов
для облегчения выполнения всех описанных процессов, поэтому мне остается лишь
ограничиться несколькими практическими советами, которые в иных случаях окажут
некоторую помощь. Мои советы не новы и заключаются в следующем: когда
внутренний мир наблюдаемого вами человека вскрывается через его поступки,
мысли, порывы, под влиянием предлагаемых жизнью обстоятельств, — следите внимательно за этими поступками и
изучайте обстоятельства, сопоставляйте те и другие, спрашивайте себя: «Почему
человек поступил так или иначе, что у него было в мыслях?» Выводите из всего
этого соответствующее заключение, определяйте ваше отношение к наблюдаемому
объекту и с помощью всей этой работы старайтесь понять склад его души. |