Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Вдруг
он воскликнул: «Вот грядет великий тарака-ша! Скорее хлоп его по чекрыге!» В
тот же миг он потянулся к какой-то точке —
воображаемому таракану, чтобы раздавить его, и сразу все мускулы естественно
встали на свое место и заработали правильно. Поза стала обоснованной, всему
верилось: и протянутой руке, и
свесившемуся корпусу, и ноге, упертой в спинку дивана. Пущин замер, давя
воображаемого таракана, и было ясно, что его телесный аппарат правильно
выполнял задачу. Природа руководит живым организмом лучше, чем
сознание и прославленная актерская техника. Все проделанные сегодня Торцовым упражнения
должны были подвести учеников к сознанию, что на сцене при каждой принимаемой
позе или положении тела существуют три момента. Первый —
излишнее напряжение, неизбежное при каждой новой позе и при волнении от
публичного выступления. Второй —
механическое освобождение от излишнего напряжения с помощью контролера. Третий —
обоснование или оправдание позы в том случае, если она сама по себе не вызывает
веры самого артиста. Напряжение, освобождение и
оправдание. «Напряжение, освобождение и оправдание»,— приговаривал Пущин, прощаясь со мной. Он ушел. С помощью кота я случайно проверил и
понял смысл только что показанных упражнений. Вот как это произошло: чтобы расположить к
себе моего учителя, я положил его рядом с собой, стал ласкать и гладить. Но он, вместо лежания, перепрыгнул через мою
руку на пол, сделал стойку и мягко, неслышно стал красться в угол комнаты, где
он, по-видимому, почуял жертву. Нельзя было не залюбоваться им в эту минуту.
Я внимательно следил за каждым его движением. Чтобы не выпускать кота из поля
зрения, мне пришлось изогнуться наподобие «человека-змеи» в цирке. При моей
больной руке на перевязи получилась далеко не легкая поза. Я тотчас же
воспользовался ею для проверки и пустил во всю длину тела своего
новоиспеченного контролера по мышечным напряжениям. В первую секунду все
обстояло как нельзя лучше: напрягалось только то, что должно было напрягаться.
Да и понятно. Была живая задача, и действовала сама природа. Но стоило мне
перенести внимание с кота на самого себя, и все сразу изменилось. Мое внимание
разбросалось, там и сям появились мускульные зажимы, а необходимое напряжение
излишне усилилось почти до размеров мускульной судороги. Смежные мышцы тоже без
нужды заработали. Живая задача и действие прекратились, а вступила в силу
привычная актерская спазма, с которой нужно бороться «ослаблением мышц» и
«оправданием». |