Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Молодой
человек внешне повторил свой первый приход, но не сумел вернуть переживаний,
испытанных им при первом приходе. Он не оправдал и не оживил внутренне своих
внешних действий. Однако
ни мое сравнение с молодым человеком, ни ваша сегодняшняя неудача не должны вас
смущать, — все это в порядке вещей, и я вам объясню почему. Дело в том, что
лучшим возбудителем творчества нередко является неожиданность, новизна
творческой темы. При первом исполнении этюда эта неожиданность была налицо. Мое
предположение о присутствии за дверью сумасшедшего самым подлинным образом
взволновало вас. Сегодня неожиданность исчезла, так как все было вам хорошо
известно, понятно, ясно, включая даже и внешнюю форму, в которую выльется ваше
действие. При таких условиях стоит ли снова соображать, справляться со своим
жизненным опытом, с чувствованиями, пережитыми в подлинной действительности? К
чему эта работа, если все уже создано и одобрено мною и Иваном Платоновичем?
Готовая внешняя форма — большой соблазн
для актера! Что же удивительного в том, что вы, чуть ли не впервые ступающие по
театральным подмосткам, соблазнились готовым и при этом обнаружили хорошую
память на внешние действия. Что же касается до памяти на чувствования, то она
сегодня не проявилась. — Память на чувствования? — старался я уяснить себе. — Да. Или, как мы будем называть ее, эмоциональная память. Прежде—по
Рибо—мы звали ее «аффективной памятью» 18.
Теперь этот термин отвергнут и не заменен новым. Но нам нужно какое-нибудь
слово для определения ее, и потому пока мы условились называть память на
чувствования эмоциональной памятью. Ученики
просили объяснить яснее, что подразумевается под этими словами. — Вы поймете это
из примера, приведенного Рибо. Два путешественника были
застигнуты на скале приливом в море. Они спаслись и после передавали свои
впечатления. У одного на памяти каждое его действие: как, куда, почему он
пошел, где спустился, как ступил, куда прыгнул. Другой не помнит почти ничего
из этой области, а помнит лишь испытанные тогда чувствования: сначала восторга,
потом настороженности, тревоги, надежды, сомнения и, наконец,— состояние паники. Вот эти чувствования и
хранятся в эмоциональной памяти. Если бы сегодня, при одной
мысли об этюде с сумасшедшим, к вам, подобно второму путешественнику, вернулись
все пережитые в первый раз чувствования; если бы вы зажили ими и начали
по-новому, подлинно, продуктивно и целесообразно действовать; если бы все это
произошло само собой, помимо вашей воли, я бы сказал, что у вас первоклассная,
исключительная эмоциональная память. |