Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Вот что произошло со мной на
одном из первых спектаклей пьесы «На дне» Горького. Роль Сатина далась мне
сравнительно легко, за исключением монолога «о Человеке» в последнем акте. От
меня требовали невозможного: общественного, чуть ли не мирового значения сцены,
безмерно углубленного подтекста, для того чтоб монолог стал центром и разгадкой
всей пьесы. Подходя к опасному месту, я давал внутренние тормоза,
настораживался, пыжился, точно лошадь с тяжелым возом перед крутой горой. Эта
«гора» в моей роли мешала свободному разбегу и портила радость творчества.
После монолога я всегда чувствовал себя, как певец, скиксовавший на высокой
ноте. Однако, неожиданно для меня,
больное место роли вышло само собой на третьем или на четвертом спектакле. Чтобы лучше понять причину
моей случайной удачи, я стал вспоминать все, что предшествовало моему вечернему
выступлению. Прежде всего пришлось просмотреть весь день с самого утра. Он начался с того, что я получил от портного
большой счет. Он поколебал мой бюджет и расстроил меня. Затем я потерял ключ от
письменного стола. А вы знаете, как это неприятно. В испорченном настроении я
прочел рецензию о нашем спектакле «На дне», в которой хвалили то, что в нем
неудачно, и бранили то, что хорошо. Рецензия подействовала на меня удручающе.
Целый день думалось о пьесе. В сотый раз я вновь и вновь анализировал и искал в
ней главную, внутреннюю суть, вспоминал все моменты своего переживания и был
так сильно увлечен этой работой, что в тот вечер не интересовался успехом, не
волновался за него перед выходом, не думал о зрителях, а был равнодушен к
исходу представления и в частности к своей игре. Да я и не играл тогда, а
просто логично и последовательно выполнял задачи роли словами, действиями и
поступками. Логика вместе с последовательностью вели меня по верному пути, и
роль сама собой сыгралась, а ее больное место прошло так, что я его даже не
заметил. В результате мое исполнение получило если не
«мировое», то важное значение для пьесы, хотя я и не думал об этом. В чем же дело? Что помогло мне освободиться
от пут, мешавших идти по верному направлению? Что толкнуло меня на верную
дорогу, которая и привела меня к желанной цели? Конечно, дело не в том, что портной прислал
большой счет, не в том, что я потерял ключ и прочел рецензию. Все вместе, весь
комплекс жизненных условий и случайностей создал в моей душе то состояние, при котором
рецензия подействовала на меня сильнее, чем можно было ожидать. Она
скомпрометировала установившийся взгляд на общий план роли и заставила заново
просмотреть его. Этот просмотр привел меня к удаче. |