Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Несколько случаев из моей личной
артистической практики еще нагляднее, чем приведенные примеры, объяснят вам
значение наименования сверхзадачи. Я играл Аргана в «Мнимом больном» Мольера.
Вначале мы подошли к пьесе очень элементарно и определили ее сверхзадачу: «Хочу
быть больным». Чем сильнее я пыжился быть им, чем лучше мне это удавалось, тем
больше веселая комедия-сатира превращалась в трагедию болезни, в патологию. Но скоро мы поняли ошибку и назвали
сверхзадачу самодура словами: «Хочу, чтобы меня считали больным». При этом комическая сторона пьесы сразу
зазвучала, создалась почва для эксплуатации глупца шарлатанами из медицинского
мира, которых хотел осмеять Мольер в своей пьесе, и трагедия сразу превратилась
в веселую комедию мещанства. В другой пьесе
— «Хозяйка гостиницы» Гольдони — мы
вначале назвали сверхзадачу: «Хочу избегать женщин» (женоненавистничество), но
при этом пьеса не вскрывала своего юмора и действенности. После того как я
понял, что герой — любитель женщин,
желающий не быть, а лишь прослыть женоненавистником,— установлена сверхзадача: «Хочу ухаживать потихоньку» (прикрываясь
женоненавистничеством), и пьеса сразу ожила. Но такая задача относилась больше к моей
роли, а не ко всей пьесе. Когда же, после долгой работы, мы поняли, что
«хозяйкой гостиницы», или, иначе говоря, «хозяйкой нашей жизни» является
женщина (Мирандо-лина), и сообразно с этим установили действенную сверхзадачу,
то вся внутренняя сущность сама собой выявилась; Мои
примеры говорят о том, что в нашем творчестве и в его технике выбор
наименования сверхзадачи является чрезвычайно важным моментом, дающим смысл и
направление всей работе. Очень
часто сверхзадача определяется после того, как спектакль сыгран. Нередко сами
зрители помогают артисту найти верное наименование сверхзадачи 34. Не
ясно ли вам теперь, что неразрывная связь сверхзадачи с пьесой органична, что
сверхзадача берется из самой гущи пьесы, из самых глубоких ее тайников. Пусть
сверхзадача как можно, крепче входит в душу творящего артиста, в его
воображение, в мысли, в чувство, во все элементы. Пусть сверхзадача непрерывно
напоминает исполнителю о внутренней жизни роли и о цели творчества. Ею во все
время спектакля должен быть занят артист. Пусть она помогает удерживать
чувственное внимание в сфере жизни роли. Когда это удается, процесс переживания
протекает нормально, если же на сцене произойдет расхождение внутренней цели
роли со стремлениями человека-артиста, ее исполняющего, то создается
губительный вывих. |