Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Но нремя и вековая привычка делают даже
уродливое или бессмысленное близким и родным (так, например, узаконенные
временем ужимки опереточных комиков и молодящейся комической старухи или
самораспахивающиеся двери театрального павильона при выходе или уходе
гастролера и героя пьесы считаются некоторым «вполне нормальными явлениями в
театре». Вот почему даже противоестественные штампы
вошли в ремесло и включены теперь в ритуал актерского обряда; иные штампы так
выродились, что не сразу доберешься до их происхождения. Актерский прием,
потерявшийвсякую внутреннюю суть, его породившую, становиться простой
сценической условностью, ничего общего не имеющей с подлинной жизнью, и потому
он искажает человеческую природу артиста. Такими
условными штампами полон балет, опера и особенно ложноклассическая трагедия, в
которой хотят однажды и навсегда установленными ремесленными приемами передать самые
сложные и возвышенные переживания героев (например, красивость, утрированная
пластичность, «вырывание» сердца из груди в моменты отчаяния, потрясание рук
при мести и воздевание их при мольбе). По уверению ремесленника, задача такой
общеактерской речи и пластики (например, звуковая слащавость в лирических
местах, скучный монотон при передаче
эпической поэзии, зычная актерская речь при выражении ненависти, фальшивые
слезы в голосе при изображении горя) заключается якобы а том, чтобы
облагородить голос, дикцию и движения актеров, сделать их красивыми, усилив их
сценическую эффектность и образную выразительность. Но, к сожалению,
благородство не всегда понимается правильно, представление о красоте растяжимо,
а выразительность нередко подсказывается дурным вкусом, которого на свете
гораздо больше, чем хорошего. Вот почему вместо благородства создалась
напыщенность, вместо красоты — красивость,
а вместо выразительности — театральная
эффектность. И в самом деле, начиная с условнои речи, дикции и кончая походкой
актера и его жестом,—все служит крикливой стороне театра, недостаточно скромной
для того, чтобы быть художествснной. Ремесленная речь и пластика актера свелись к
показной эффектности, к напыщенному
благородству, из которых создаласть особая. театральная красивость. Условный штамп не может заменить переживания. Беда еще в том, что всякий штамп прилипчив,
навязчив. Он въедается в артиста, как ржавчина. Раз найдя себе лазейку, он
проникает дальше, размножается и стремится охватить все места роли и все части актерского
изобразительного аппарата. Штамп заполняет всякое пустое место роли, не
заполненное живым чувством, и прочно устраивается там. Более того, очень, часто
он выскакивает вперед до пробуждения чувств и загораживает ему дорогу, поэтому
актеру приходится бдительно оберегать себя от услуг назойливого штампа. |