Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Гергиев не злоупотребляет искусством паузы, хотя
апеллирует к ней почти в каждом спектакле. Пауза нужна ему не как остановка
действия, а как логическое его завершение, как необходимая подробность
бытия". Очень поучительный пример. "Ужин в Санлисе" Жана АЬуя принадлежит к
серии так называемых "розовых" пьес, т. е. произведений с
благополучным разрешением 117 событий. Все прекрасно — будем счастливы. Сюжет пьесы
необычен и изощрен: состоятельный и излишне любвеобильный молодой человек Жорж
влюбился в порядочную девушку Изабеллу — такого с ним еще не случалось. Как добиться
ее расположения? Он придумал достаточно оригинальный способ: ввести ее в
"семейный дом", которого у него нет, познакомить с
"родителями". Он действует решительно: снимает дом в Санлисе,
предместье Парижа, приглашает на роли своих родителей пожилых актеров,
заказывает в ресторане "семейный ужин" вместе с обслугой. Чем
закончится этот иронически-мелодраматический сюжет — непонятно. Метрдотель и
официанты являются как добрые волшебники. Нас ударила одна фраза метрдотеля:
"Наш ресторан предоставляет обслуживание до 12 часов ночи". А дальше?
Боже мой! Да ведь это сюжет бессмертной Золушки? Ее счастье заканчивается на
балу во дворце в 12 часов ночи! Ведь все сложное представление Жоржа напрасно —
он должен вернуться к богатой жене, потому что этого требуют его настоящие
родители, живущие на ее деньги, и счастье невозможно в этом мире, основанном на
зыбком песке лжи. От этого пришло решение — началось все с п а у з ы: в
сараеобразный дом приходит, во главе с метрдотелем, команда официантов —
специалистов по "имиджу". Они приносят с собой фактически -новый дом
и четко, за полторы минуты сценического времени (засекал по хронометру),
превращают сарай в благопристойный дом. У автора заканчивается все
"розовое" — за столом Жорж, Изабелла, "нанятые" родители —
трогательная пара старых актеров. Счастье достигнуто! И здесь — вторая режиссерская пауза, замыкающая
кольцевую композицию. Часы бьют 12! Стремительно входят официанты во главе с
метрдотелем-дирижером. Они действуют как отлаженный механизм — молниеносно
снимают шторы, убирают ковры, мебель, наконец, вместе со скатертью, исчезает
посуда и закуски. Сарай приобретает прежний вид. Остался лишь один свободный
стул около стола, и метрдотель ловким движением переворачивает его и ставит
ножками вверх на пустой стол, за которым сидят герои — нет, не розовой, а
черной комедии. Так, двумя режиссерскими паузами, оказалась пересмотрена пьеса.
Анри Барсак, поставивший "Ужин" в Париже, сначала ничего не понял, а
потом зааплодировал: "Я все понял! Сказка о Золушке!" |