Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Макс Терешкович, основатель Театра им. Ермоловой,
говорил: "Нужно прежде всего самому высмеять свою работу! После вас уже
будет неудобно ее ругать, вы сделали это сами!" Беда такого вывода в том,
что режиссер не видит никаких недостатков, ему нравится все, что он сделал. Молодой режиссер, приехавший из другого города, ставил
в Театре им. Гоголя очень сильную и очень сложную трагедию в стихах Вл.
Соловьева "Царь Юрий". После прогона мы решили дать ему еще две
недели для доработок, материал пьесы неисчерпаем, и необходимо было еще
порепетировать с актерами, поискать мизансцены, уточнить пластику. Режиссер
пошел жаловаться в министерство, на то, что ему срывают выпуск спектакля. Много
повидавшие чиновники — даже они! — были поражены: обычно к ним приходили с
противоположными просьбами. А режиссер просто считал свою работу завершенной и
не знал, о чем можно еще говорить с актерами. 139 Атмосфера в театре, на репетициях — без этого ничего
не добьетесь. Это что же — надо учиться дипломатии? Да, и ей! Режиссеры, даже
самые талантливые и мудрые, не всегда дипломатичны в осуществлении самых
благородных задач. Сергей Королев, создатель космического корабля,
"обладал немалым умением сам создавать себе недругов и — что бывало еще
досаднее — ссориться с друзьями..." — рассказывал летчик-испытатель Марк
Галлай. Режиссеру для своей работы приходится обращаться к
самым, казалось бы, неожиданным источникам. Такой счастливой неожиданностью для
меня стала книга английского журналиста-психолога Н. Коупленда "Психология
и солдат", найденная случайно в книжном магазине, изданная в Военгизе. В
ней все сказано о взаимоотношениях командира и рядового, то есть, простите,
режиссера и актера. Режиссер — человек, точнее: режиссура — человечность в
самом высоком смысле. Каждый спектакль должен нести людям добро, радость, идеи,
заложенные в спектакле, даже в самой легкой комедии, учат жить. И сам режиссер
должен по-доброму относиться к людям. Работа с актером должна стать личным
делом. Влюбленность в актера, саморастворение в нем — залог успеха. Андрей
Михайлович Лобанов при мне сказал актеру В. С. Якуту: "Когда я кричу (что
бывало крайне редко. — Б. Г.), придираюсь, делаю резкие замечания — все
в порядке. А если промолчу, скажу: "все нормально", значит, дело ваше
плохо: вы не интересны, не вызываете никаких эмоций". Лобанов был великим
психологом. И то, к сожалению, ошибался. |