Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Бывшие военные в мирной профессии часто становятся
садоводами, учителями, врачами, строителями. Профессия выбирается «от
противоположного», от стремления уйти от себя-военного. Как представляется,
выбор Смоктуновского можно рассматривать как своего рода бегство от военного
опыта, от воспоминаний о себе, калеченном, умирающем, униженном, избитом,
голодном; стремление в пестрой смене личин, масок, судеб — изжить себя,
вчерашнего. Забыться и забыть. Вообще, мотив бегства необыкновенно важен в биографии
Смоктуновского. Смена городов, театров, постоянное желание рвать связи, когда
они становятся слишком прочными. Проучившись полгода в театральной студии, он вербуется на Крайний Север,
где меньше свирепствуют органы, где платят относительно приличную зарплату.
Убегая в края, откуда «не берут» органы, он одновременно освободил комнату для
женившегося брата. «Квартирный вопрос» еще не раз возникнет в его судьбе
бродяги. Отсутствие жилплощади будет провоцировать те или иные повороты судьбы.
Характерно, что первую отдельную квартиру в своей жизни, до этого протекавшей
в общежитиях, гостиницах и коммуналках, он получат за роль Ленина. Смоктуновский вошел в театр отнюдь не через парадный
вход. Условия работы и жизни в Норильском Заполярном театре драмы и музыкальной
комедии на Таймыре довольно резко отличались от столичных. Тут и авитаминоз,
который пришлось долго и упорно лечить, и знакомство не понаслышке с землей, не принимающей покойников —
всплывали по весне. Но главное отличие — в самой идеологии существования
провинциальных актеров в богом забытых театрах на окраинах империи.
Перефразируя Чехова, Илья Эренбург скажет о провинциальной актрисе, ровеснице
Смоктуновского: «Она узнала интриги, склоки, халтурные концерты, маленькие
комнаты в грязных гостиницах, легкие связи и тяжелую жизнь». Норильск стал тяжелой профессиональной школой. «Когда я
статистом пришел в театр, первым моим чувством был страх перед публикой.
В озноб бросало. И без того тихий голос становится едва слышным. Не
знал, куда себя деть, что делать с руками и ногами. Ощущение ужасающее".
Десять премьер в год помогли жесткой и быстрой адаптации к условиям
сцены. Пошли главные роли. Через четыре года он перебирается в Махачкалу. «За
год работы в этом театре я успел „испечь" пять основных ролей, не
принесших мне, однако, ни радости, ни истинного профессионального опыта, ни
даже обычного умения проанализировать
мысли и действия образа», — позднее писал он о своем пребывании в
махачкалинском театре. |