Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! «Уступить нельзя — нарушить
принцип. В опыте семьи —
есть убийство Степки-балбеса». Тень
брата, возникшая, по Смоктуновскому, перед Иудушкой, размышляющем о сыне, не
тревожит совесть, не останавливает задуманное злодейство, но успокаивает,
превращая сомнительный поступок в
еще одно звено в цепи других. После
семейного ужина Иудушка встает на привычную вечернюю молитву. Артист даст
комментарий его состоянию: «Заключительная молитва дня — в
исповедании грехов. Говорит: мои
грехи, — а думает: их,
людей». Иудушка, по Смоктуновскому абсолютно
не способен видеть свои грехи. Только других. И артист выделяет черты
характера, которые способствуют этому самолюбованию: «Очень наивен, невежественен, сутяга, „боится" черта». Рядом
со стоящим на молитве Иудушкой спит его «сударка» Евпраксия, и Иудушка крайне осторожен в движениях и
жестах, боясь разбудить спящую. По Смоктуновскому, эта бережность вызвана не
заботой о женщине, но тем, что его герой «Не заинтересован в пробуждении Евпраксии. Смотрит на Евпраксию через призму всех тех, кто
тиранит меня, а вот есть же человек». Осознав
безраздельную преданность Евпраксеюшки, еще больше озлился на непокорного сына: «Сын меня,
действительно, обидел». И тут
же на размышлении «Бог непокорных детей наказывает» дятлом в мозгу застучит
неотвязная мысль: «А что, ежели
Петенька, подобно Володе, что ежели он». После
молитвы Додин вводил отсутствующую у Салтыкова-Щедрина постельную сцену
Иудушки и Евпраксии: «После молитвы — соитие (на голос
Иудушки): „умел кашу заварить — умей
и расхлебывать", „не в
свои сани не садись", „семь отмерь — один отрежь"». Идущий
под аккомпанемент стершихся от долгого употребления поговорок, любовный акт
решен подчеркнуто механистично. В акте любви и на молитве — в моменты самых
возвышенных переживаний Иудушка всего лишь выполняет общепринятый ритуал, не
отдавая ему ни капли живого чувства, сердечного волнения или теплоты. Живая
жизнь подменяется и умерщвляется обрядом: религиозным или физиологическим.
Потеряв то единственное, что оправдывает молитвы или любовь, жизнь
превращается в гротескную пародию на самое себя. Поднявшись
от Евпраксии, Иудушка снова встает уже на утреннюю молитву: «Утром — молитва. Сын». Смоктуновский
аккуратно переписывает слова молитвы, как в роли Дорна аккуратно переписывал
слова романса: |