Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! «Все его привычки поведения, которые вызвали прозвище
Иудушки, кровопийцы и т. д., — нужно объяснить
жизнью человека Такой человек! Ни на мгновение не может усомниться в негативности хотя бы одного какого-нибудь своего
поступка. В результате: апостол безнравственности. Знает ... ненависть
и постель (похоть). Не знает сомнений, рефлексии, двусмыслия. Ну, вот теперь-то можно и добить, доуничтожить. 1. -
относительность всего ко всему и между
собой. 2. — причина -
Бог и мы его проводники. 3. Бог
наталкивает на то, что не все так просто и легко». Но
этот Апостол безнравственности живет с чувством, что его подстерегает «Постоянная опасность». И
думает поэтому «Не как
защититься, а как напасть». Поэтому каждое событие, грозящее изменениями его налаженному быту,
воспринимает как нападение и угрозу. Сообщение о рождении его сына от Евпраксии — Владимира комментируется
артистом так: «Ребенка придумали,
а теперь еще используют его, сволочи». В
потоке всполохов самых разных мыслей ни одной, вырывающейся из замкнутого
крута: ребенок — попытка поймать меня в капкан. Ни одного проблеска отцовской
гордости, отцовского чувства, знакомого и зверю. Только боязнь за себя, за свой
образ мира, за привычную рутину заведенного порядка, который младенец нарушает
самым бесцеремонным образом: «Дети — это ловушка. Я знаю —
они решили использовать случай... Не нужно отбояриваться. Она — Улита — виновата. Требовать от нее ответа. Признайся, это заговор. Светло и уверенно смотрю на Улиту». И
рядом дает комментарий уже не с точки зрения Иудушки, а со стороны: «Рождение Володьки
нарушает ход всей его жизни. Ход связей. Он рвется в абсолютную свободу, не заметив,
как вырвался в пустоту. Жлоб с отмороженными глазами. Только я, только мне, и
только». Вообще,
в работе над этой ролью постоянный прием Смоктуновского - оценка людей и
событий с разных точек зрения: «изнутри» персонажа и со стороны. Причем дальность
дистанции «со стороны» также
бесконечно варьируется. Любопытно, что и
для Додина ключом к работе над «Головлевыми» стала возможность «смены
точки зрения»: «...на репетициях „Господ Головлевых" было очень трудно с
первым актом, мучительно трудно. Я начал бродить по залу, сел где-то на последнем
ряду, сбоку, то есть сменил точку зрения... Я ушел с этого проклятого
режиссерского места, где всегда одна точка зрения, буквально одна точка зрения,
физически, но она и психологически часто одна...». Первый раз в выяснениях по
поводу новорожденного сына Иудушка борется с кем-то, кто сражаться заведомо не
может, борется скорее со знаком (младенец на сцене не появляется), чем с
реальным существом. И сам не замечая, что, обрывая одну за одной все
человеческие привязанности, он теряет связь с жизнью вокруг: как если представить себе сумасшедшую марионетку, обрывающую
одну за одной нити с рук, ног, головы, а потом бесформенной кучей оседающую на сцене, лишенную
поддержки: |