Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Я только по справедливости, по правоте». И
дальше разговор переходит совсем в надзвездные выси, где летит охваченная
гордыней душа: «Улечу я от Вас, — улечу. Вы думаете, бог далеко, так он не видит. Ан, Бог-то, вот он! Бог везде. Разом всех вас в прах обратит». Начинается
процесс умирания: «Умертвия, смех — преддверие исхода — забрезжило. Аннинька больная вернулась. Начало запоя». Именно
Аннинька становится голосом некстати проснувшейся совести: «Всю жизнь жили
потихоньку да полегоньку, не торопясь да Богу помолясь. А именно из-за этого
выходили все тяжкие увечья и умертвия». На полях: «Наивно и просто. Да как ты смеешь? Именно ты. Пощечина». Но
голос, раз услышанный, уже ничем не заглушить. И Смоктуновский пишет на полях финальной сцены тот Иудушкин
исход, который в спектакле сыгран не был. В спектакле хоровод умерших окружал
Иудушку и втягивал в свой круговорот. Смоктуновский
приближал смерть своего героя к авторскому варианту: финального прозрения,
прихода к Богу: «Сознание убийства
своих. Доосознал нечто, что-то
(то есть все-все) — умер. Исход — итог. Наконец, сам услышал смысл того, что всю жизнь
проповедовал. С ложной позиции и
от чьего имени он говорил. Божественное прозрение, откровение. Потому что ничего этого не понимал, а просто болтал о
Боге». «Всех
простил, не только тех, которые тогда напоили его оцтом и желчью, но и
тех, которые и после, вот теперь и впредь, во веки веков будут подносить к его
губам оцет, смешанный с желчью». И финальная фраза, подводящая жизненный итог: «Лгал, пустословил, притеснял... — зачем?» Человеко-роль
Работа на репетициях всегда насильственна и мучительна в силу
того, что производится сознательно и требует выявления того, что еще не созрело для выявления. Вне репетиций работа протекает бессознательно (и, очевидно,
беспрерывно). Вне репетиций позволяю себе думать, фантазировать и мечтать о
роли, не стремясь к преждевременному воплощению ее. И та, и другая части работы представляются
мне одинаково существенными и необходимыми как две части целого. Михаил Чехов В предыдущих главах мы анализировали
тетрадки ролей Смоктуновского, шли за актером след в след, пытаясь понять
логику каждой конкретной работы. В этой главе мы попробуем разобрать общие
принципы работы актера над ролью, посмотреть как бы «с высоты птичьего
полета», привлекая и сопоставляя приемы и подходы, использованные в конкретных
ролях, выявляя закономерности и расхождения.
Если раньше мы пытались разобрать, что делал актер
в работе с тем или иным образом, то теперь задача понять — как именно он
работал. |