Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Хотя
отбор и поиск таких деталечек шел непрерывно, Александр Свободин приводит характерный пример: «Он наклоняется
над столом, и висящий на его шее портрет — медальон короля-отца (носил во
время съемок фото своего отца. — О. Е.) — отвисает на цепочке, высовываясь
из-за выреза рубашки. Он прячет медальон за пазуху, на грудь, потом тихо
говорит: „Надо будет так во время поединка... спрятать... хорошая
деталь"». Деталь,
действительно, хорошая, и таких деталей в каждой из ролей сотни. Сплетаясь
вместе, они создают плотную материю жизни образа. Но примечательно и другое.
По свидетельству Свободина, играя принца Гамлета, Смоктуновский привлекал к
работе над ролью собственное прошлое. Портрет погибшего на Великой
Отечественной войне рыжеволосого грузчика-гиганта Михаила Смоктуновича, по прозвищу
Круль, в медальоне Датского принца создавал странную близость между
безотцовщиной из деревни Татьяновка и сиротой-наследником датского престола.
Сближение погибших отцов-воинов открывало особую личную тропинку в общении с
Датским принцем. Портрет Михаила Смоктуновича в медальоне Гамлета — деталь и оправданная
и понятная. Путь
поиска сродства с ролью через собственный опыт, собственную аффективную память
— путь достаточно традиционный, освященный великими именами. По Станиславскому,
работа над собственной душой, извлечение из глубин памяти тех или иных
ситуаций, чувств, переживаний, психических и физических состояний были необходимым
условием создания образа. И многие актеры, рассказывая о своей работе,
фиксируют и отмечают в качестве ключевых моменты именно ощущения некоего
сродства собственных проблем, собственных переживаний с проблемами и
переживаниями своего героя. Хрестоматиен
пример с работой Москвина над царем Федором, где артист привлекал в качестве
строительного материала воспоминания из собственного детства, когда ходил
слушать заутреню в Московском Кремле. Инна
Чурикова вспоминает, что роль Иры в «Трех девушках в голубом» Петрушевской
начала получаться, когда она стала видеть сходство собственной жизненной
ситуации с ситуацией своей героини. «Вначале мне не очень понравилась моя
роль. Ира мне показалась не слишком интеллигентной, что ли. Постепенно, однако,
отношение стало меняться. Я прибегала на спектакли, оставляя дома маленького сына. И все Ирины материнские
страхи, проблемы — были мне знакомы. Я понимала ее в бытовых сложностях
(постирать, приготовить, постоять в очередях) - все было знакомо. Понимала
постоянную нехватку времени. Ну, и так далее. Я начала как-то горячо
сочувствовать этой женщине». Сергей Курышев уверен, что «в конце концов
приходишь все равно к тому, что если в тебе самом нет соприкосновения с ролью,
- все впустую... Если же тебя самого мучат похожие проблемы, то это можно
развивать. Это не значит, что роль получилась, но это можно развивать». |