Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Интересуясь
каждым нюансом поведения или характера своего героя «здесь и теперь»,
Смоктуновский не стремился «представить» жизнь своего персонажа в ситуациях,
оставленных за пределами истории, рассказанной в пьесе его детство или юность,
жизнь после сюжета. Как будет доживать его Федор? Жалкой развалиной? Или
схимником, затворившимся от людей? Жизнь Федора, каким его играл
Смоктуновский, улетала вместе со звуками церковного распева, и что будет с
жалким телом — оставалось за скобками внимания и авторов и зрителей. Играя
в пьесах Чехова, не слишком интересовался биографией Антона Павловича, трудами исследователей, восстанавливавших
исторический контекст чеховских пьес, искавших прототипы его персонажей.
Казалось, Смоктуновского не слишком волновало, каким был в реальности уездный
доктор Дорн. В каком доме жил? Какие журналы выписывал? Какие книги читал? В
«Иванове» есть пометка о чувствах, которые испытывает Иванов во время игры
Сарры: «Как же быть? Она со своей музыкой напоминает того его». Но
Смоктуновский не пытается фантазировать, каким был «тот» Иванов. Он
отказывается фантазировать на тему исторической или социальной характерности,
не пытается искать реальные прототипы образа Иванова или характерные черты
университетских людей того времени и поколения. Он отказывается фантазировать
на темы: Иванов и Сарра, их женитьба, роман с Сашей, дружба с Лебедевым,
отношения с Шабельским... Его не интересуют вопросы типа: по каким
сельскохозяйственным журналам Иванов выписывал свои новейшие агротехнические
машины? Какими были усадебные дома того времени? Смоктуновскому хватало
информации о герое, которую дает сама пьеса, и дополнительная информация
требовалась крайне редко. Как
казус описывает Олег Ефремов случай в ходе репетиций роли Иоганна Себастьяна
Баха в «Возможной встрече» Пауля Барца. Раздраженный пьесой, артист стал
читать специальную литературу о
великом композиторе и начал в определенном роде вступать в конфронтацию с
Барцем. Как вспоминал Ефремов, «у него началось отрицание, отторжение того, что
давал автор... Пьеса, действительно, довольно схематичная: духовный Бах и
меркантильный Гендель. У меня тоже было определенное раздражение от пьесы. И
вот были кризисы, у него, у меня, когда просто не хотелось работать, не
хотелось играть. Надо было что-то придумывать. И эти кризисы стимулировали воображение. Мы не то чтобы боролись с
пьесой, но, во всяком случае, толковали ее довольно расширительно». |