Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Козинцев
переосмысливал Шекспира, сдвигал акценты, но, главное, вторгался своими
решениями в «святая святых»: во взаимоотношения актера и образа. Он отнял у
актера его монолог «Быть или не быть», настояв на решении, когда шекспировский
текст звучит за кадром на фоне молчащего Гамлета-Смоктуновского. И этого
вмешательства Смоктуновский простить не смог никогда. Отказался сыграть у
Козинцева короля Лира. И отзывался о признанном режиссере в тонах оскорбительных. Привычное
для середины XX
века режиссерское «решение» сцены и роли для Смоктуновского оказывается
неприемлемым и шокирующим. И здесь надо вспомнить, что актер-Смоктуновский
формировался в глубокой провинции, в театре, существующем в другой культурной
системе координат. Искания и прозрения художников начала века Станиславского,
Немировича-Данченко, Мейерхольда, Вахтангова, Таирова перевернули
представление о привычном театре, дали толчок театру нового типа, получившему
название «режиссерский театр». Эпоха театральной революции триумфально прошла
по миру, но театральная провинция продолжала пребывать в долгом времени
дорежиссерского театра, сохранила в неприкосновенности не только останки
мамонтов, но и «дорежисссрский театр». В одном из интервью Смоктуновского
спросили, кто из режиссеров, с которыми он работал, был для него лучшим, он тут же огорошил
корреспондента категорическим ответом: Фирс Шишигин! Когда
Иннокентий Смоктуновский сыграл Мышкина,
о нем заговорили как об актере «нового типа». Точнее, видимо, было бы назвать
его актером-мамонтом, неведомо как сохранившимся в вечной мерзлоте Норильска. В
своей работе над ролью он практически не использовал никаких «находок» века XX: путь через автора к жизненной
материи, которая лежит за ролью; использование собственной аффективной памяти;
широкое привлечение самых разных дополнительных материалов; наконец, расширительное толкование авторского текста. «Расширительное
толкование» текста и даже борьба с ним — явления достаточно распространенные.
Многие актеры и режиссеры строят
роли, сцены, спектакли в
противоречии и борьбе с драматургическим
материалом. Начатая Станиславским линия постановок, как бы пробующих на прочность структуру
текста, стала магистральной в театре XX века. Более того, иногда кажется, что наступил момент,
когда работа на «столкновении» с текстом, на борьбе с автором стала всеобщей.
И это постоянное испытание текстов «на прочность» привело к определенным
деформациям восприятия, утере представления о возможности работы в согласии с
текстом, следуя авторской логике. Сознательно и целенаправленно Смоктуновский отказывается «додумывать»
за автора, тем более «преодолевать» автора. Извлекать свой образ «из текста»,
«следуя на поводу у драматургии», —
основной способ работы Смоктуновского. И за этим стояла многовековая
театральная традиция работы с ролью. |