Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Как
художник накладывает краску слой за слоем, так и Смоктуновский постепенно
создавал своих героев из «оценок», раздумий, описаний, из неожиданных сравнений
и странных сопоставлений. Смоктуновский выписывает на нолях
оттенки той или иной фразы, душевного движения, анализирует физическое и
нравственное состояние героя в тот или иной момент действия. В
записях артиста зафиксировано его отношение со своими героями как с близкими
людьми, которыми восхищаешься и на которых негодуешь, которых понимаешь в
каких-то почти неуловимых оттенках мысли и настроений, душевных движений,
симпатий и антипатий... Он
смотрит на героев со стороны, оценивая их с позиции заинтересованного
наблюдателя, и только изредка его сдержанность изменяет ему, и тогда актер
вдруг напрямую обращается к своему герою как к Другому, как отдельно от него
существующему человеку из плоти и крови. Когда царь Федор «взял все на себя»,
простив Шуйского, артист
обратился на полях к нему напрямую: «Своим поступком ты доказал, что так же высок
духом, как и раньше». Или на
полях сцены Иванова с Шурочкой в доме Лебедевых: «Ах, как мне жаль этого человека. Он испуган
тем, каков он сейчас. Что же это такое? Он хочет найти объяснение этому». Об Иудушке в сцене с Аннинькой: «Боже мой, Боже мой, какая безнравственность». В
заметках второго раздела актер изучает своего героя как Другого, и в пометках
запечатлен процесс постижения образа. Причем постижения, которое
неотделимо связано с созданием. Актер как бы «забывает» о придуманности
своего персонажа, о воле автора. Он анализирует
поступки, слова, душевные движения персонажа не как выражение авторской
воли, а спонтанную реакцию данного индивида на то или иное событие. Он
постигает внутреннюю жизнь царя Федора, исходя из собственных представлений о
мире и душе человеческой, и тем самым создает образ своего Федора, отличного
от того, как видел и понимал своего героя А. К Толстой. Можно
сказать, что первые две группы пометок фиксируют способы работы Смоктуновского
с образом (анализ стилистических особенностей того или иного автора;
определение сверхзадачи пьесы и роли; выстраивание непрерывности душевной жизни
его персонажа и т.д.). И собственно значение этих пометок трудно переоценить.
Но существует еще один пласт пометок, выходящих за рамки «работы» с образом и
переводящих разговор о способах взаимодействия актера и роли в иную плоскость. |