Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Вряд
ли заполняя летучими заметками поля своих репетиционных тетрадей, Смоктуновский
специально отмечал, какое местоимение и какую форму глагола он употребляет по
отношению к образу. Тем более ценно, что, фиксируя «дыхание» артиста, его заметки сохранили все эти разные планы,
которые исполнитель «держал» по отношению к создаваемому образу. Ничего раз и
навсегда зафиксированного, все живое, меняющееся, пульсирующее. Олег
Ефремов, определяя актерскую природу Иннокентия Смоктуновского, категорично настаивал: «А Смоктуновский был
актером, проживающим роль. Он ничего не изображал. Он именно „проживал"
свои роли». Это
действительно так. Смоктуновский знал эти мгновения абсолютного перерождения в
Другого, перехода в чужое «я»,
когда стыд и радость, боль и счастье его героя становились «моими» переживаниями,
болью и счастьем. Но важно, что даже в эти минуты Смоктуновский продолжал удерживать в отношении к своим
героям по крайней мере несколько разных планов, свободно скользя между слиянием
и отстранением, между восприятием героя как реальности и как художественной
выдумки. Для
удобства анализа мы делим записи Смоктуновского на группы, и это может кому-то дать мысль о своеобразной
иерархической значимости этих групп. На самом же деле записи, относящиеся к
разным группам, даны в тетрадях
Смоктуновского вперемежку и встык. «Он», «ты» и «я» мешаются в рядом стоящих
фразах. А иногда в пределах одной фразы. Личное местоимение «я» может стоять с
глаголом третьего лица. В
своих записях Смоктуновский безотчетно фиксирует эту постоянную смену
дистанции по отношению к своему герою. И эта подвижность — базовое качество во
взаимодействии актера и образа.
При всех уникальных возможностях, которые открывают актеру его полное
слияние-растворение с играемой ролью, это слияние может стать опасным. Говоря
о том, что «я» в отношении к
герою художественного произведения недоступно ни читателям, ни зрителям, ни
автору пьесы, мы сознательно не упомянули одну категорию лиц, которые смело употребляют
«я» по отношению к Наполеону и Калигуле,
Татьяне Лариной и Раскольникову.
Чистое «я» без возможности смены дистанции, без взгляда со стороны, без
представления о герое как о художественном создании опасно приближает актера к
сумасшедшему. И только удержание разных планов во взаимодействии с образом
позволяет говорить об актере-творце. |