Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! У его
Федора чуть ли не впервые легко на сердце, и он с особым любопытством
осматривает входящих: «Боже, как они затравлены. В них увидеть себя. Может выть, впервые узнал их». Смоктуновский
не оговаривает, откуда взялся эпитет
«затравлены». И в
пьесе Толстого, и в спектакле Равенских входящие выборные были исполнены чувства собственного
достоинства, ощущения собственной силы, даже с некоторым оттенком наглости. Но Смоктуновскому важны иррациональная жалость и чувство родства с
вошедшими, которые охватывают царя при виде этих сильных людей, предвещающие
беду. Он
разговаривает с Кургановым, с
Красильниковым, с Голубями — отцом и сыном, с Шаховским. И во всеобщем гуле и
шуме звучит фраза Годунова Клешнину: «Заметь их имена и запиши», — которую
никто не слышит. Во
всех предыдущих трактовках образа царя ее не слышал и Федор. Для Смоктуновского
же этот момент настолько важен, что он вынес на обложку роли запись о Федоре: «Странное существо, могущее услышать фразу:
„Заметь их имена и запиши"». Для артиста важна телепатическая чуткость
Федора, та обостренная восприимчивость внимания, когда ни один жест, ни одно
слово не пропускаются, а, отмеченные, ранят. Федор, по Смоктуновскому, спешил
уйти не потому, что устал, не потому, что не любит шума и толпы. Зловещая тень
услышанной фразы заставляет его торопиться скорее закончить эту сцену, скорее
уйти отсюда. Как недавно ему было стыдно за Клешнина, теперь ему страшно и
больно за Бориса. Он обращается к совести
шурина: «Мой шурин любит вас. Борис, ты им скажи, что ты их любишь». И в
экземпляре роли изменил акцент финальных фраз. Вычеркнул слова Федора,
обращенные к выборным: «Мне некогда», — и вписал: «Ему скажите». Федор
верен себе он дает человеку шанс. Не уговаривая, не стыдя, не произнеся ни слова, он сталкивает Бориса, готового стать палачом, с глазами его будущих
жертв. Одумайся, всмотрись в этих людей... Но
счастье и вера оставили царя, покой потерян. Смоктуновский помечает: «Выходит стремительный
— рваный». Фраза дает ритм
внешнего действия, дает внутренний ритм. Но также физическое и душевное самочувствие
царя: рваное. Измученный
вспышками предвидений, которым боится поверить, утомленный резкими переходами
противоположных чувств, он уходит-бежит, боясь оглянуться и страшась того, что
ждет впереди. |