Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Записи Смоктуновского стали своего рода «черным ящиком»,
сохранившим данные о процессе создания роли. Прошли репетиции, уже сняты с
репертуара спектакли, а папки с тетрадками хранят дух и ход работы над ролью,
хранят слоистую структуру роли, в живом исполнении предстающей цельной и
монолитной. Возможно, актерам, играющим сейчас роли, которые играл Смоктуновский, его
пометки напомнят, скорее, дневники путешествий — по Мышкину, по Федору, по
Иванову. Смоктуновский оставил подробные «карты» своих маршрутов с указаниями
нехоженых тропок, поворотов, опасных ловушек и вершин. Для ученых, занимающихся
психологией актерского творчества, эти записи представляют своего рода
«историю болезни», в которой описано, где учащалось дыхание, где был вяловатый
пульс, где начинались галлюцинации. «Я всегда безропотно иду на повод)' у драматургии
образа. Стараюсь погрузиться, целиком уйти в нес. Позволяю ей себя гнуть, мять,
терзать., - определял Иннокентий
Смоктуновский свой способ работы с ролью. Его актерские тетрадки сохранили этот
путь «на поводу у драматургии образа», зафиксировали, как именно «гнет, мнет;
терзает» репетирующаяся роль. Отдавая по собственному почину в музей записи ролей,
снятых с репертуара, Смоктуновский уперся, когда заговорили о тетрадке роли
Иудушки Головлева: спектакль идет; я еще играю эту роль, мои записи мне
необходимы. Сотрудники музея сняли ксерокс и вернули артисту его «рабочий
инструмент». Готовясь к спектаклю, он пользовался тетрадками, как лектор
пользуется конспектами, воскрешая по кратким тезисам всю лекцию. Заглядывая в
свои тетрадки, Смоктуновский еще раз заново проходил и проживал все повороты
внутренней логики души персонажа. Повторял путь, которым шел, создавая своего
Мышкина, своего Головлева, своего Иванова. Попробуем пройти ему в след. Как Смоктунович стал
Смоктуновским
Меня заставил
изменить фамилию директор Норильского театра, где я работал. Предложил взять
псевдоним Славянин. Я не согласился, он угрожал уволить, тогда с обоюдного
согласия поменяли окончание. И.М. Смоктуновский Станиславский
ввел в употребление термин
«человеко-роль». Неуклюжее слово-кентавр состоит из двух несопоставимых
и разнопластных составляющих: «человек» и «роль». Проводя анализ работы актера,
исследователи так или иначе занимаются описанием двух этих составляющих —
личности актера (его внешности, психофизиологических данных, его биографии) и
собственно текста роли. Биография Смоктуновского интересовала меня в той мере,
в какой проясняла моменты становления Смоктуновского-актера, формирования из
деревенского парня Смоктуновича актера
Иннокентия Смоктуновского, этапы этого пути. |