Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! «Полно, князь! Довольно. Мудро — корни
глубоко. Но больше так нельзя! МИТЯ БУДЕТ ЗДЕСЬ И ЭТО НА ВСЮ ЖИЗНЬ». И тут Смоктуновский
отмечает, что его Федор не только нравственно не приемлет кровожадность и
честолюбие Бориса, но отвергает его и как царь, заботящийся о благе
государства: «Разве тебе родина не дорога??? Я ведь от всего
отказался. Что же с землею будет?? Не разумно предполагает. Ну, как же это может быть, если будет так. Напуган
очень.
Забился. Фашизм». В
предложении Годунова он видит только его испуг за свое место, жажду власти, но
не заботу о стране, не государственный разум. Сам же, по мысли Смоктуновского,
ведет себя именно по-царски, как мудрый правитель. Он,
как помечает актер, «скрывает гнев» и принимает
решение: «Я должен поступить так и только так» («Я в
этом на себя возьму ответ!») и далее: «Мне Бог
поможет». Он
понимает свой долг как долг миротворца, уверенный, что только милосердие
спасет страну. На
словах «Каков я есть, таким я должен оставаться; я не вправе хитро вперед
рассчитывать» комментарий внутреннего посыла: «Не погибнет Русь!!! Музыка слов. Симфония. Полифония». Оставшись
вдвоем с Ириной, Федор проверяет свое решение и убежден, что поступил как
должно: «В финале абсолютно уверен, что ему делать. Все правильно!
Просветленный, уходит царь». Подчеркнув
«царь», Смоктуновский еще раз выделил важнейшее в своем Федоре — правитель по
крови, по духу, по «царской
идее». Действие четвертое. ЦАРСКИЙ ТЕРЕМ. ПОЛОВИНА ЦАРИЦЫ Окруженный
ворохом государственных бумаг, Федор, по Смоктуновскому: «Все время ждет, что или Борис, или Шуйские
придут. Ждет или, или. ТО ЛОБ
ПОТРЕТ, ТО ЗА УХОМ ПОЧЕШЕТ И НИЧЕГО, БЕДНЯГА, НЕ ПОНИМАЕТ. ЭТО
ОНИ МЕНЯ РЕШИЛИ ТРАВИТЬ». Но
приходит Клешнин и рассказывает о
болезни выгнанного Бориса, о жестокости и неблагодарности царя. После прихода
Клешнина порыв: «Я
Митю не беру! Надо возвратить Бориса». И на
реплику «Я знаю сам, что виноват»: «Большая пауза: что ты мне в
душу лезешь — стыдно. Но надо ПЕРЕЙТИ ЧЕРЕЗ ЭТО — ЭТО НУЖНО РУСИ». И артист комментирует эту готовность
Федора подставить щеку как христианский поступок:
«Иисус Христос». Но,
будучи готов поступиться своей гордостью, не согласен жертвовать другими
и недоумевает требованиям Бориса по доносам неизвестных осудить близких людей («Уж эти мне доносы! Я в первый
раз Старкова имя слышу, а Шуйского звучит повсюду имя»): |