Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Глава I. Первые шаги молодого актера… Первые удачные упражнения в
аудитории и первые провалы на глазах товарищей, божественный трепет перед
выходом на сцену Учебного театра на Моховой, первые аплодисменты… Об этом мы и
хотели бы поговорить. Поговорить на языке профессиональном, распространенном в
довольно узкой среде актеров, режиссеров, театральных педагогов. Язык этот
суховат и не приемлет выражений, распространенных в среде театральных критиков
и журналистов. В нем нет “духовной сущности образа”, “яркой палитры чувственных
красок”, зато есть собственная логика, словарь, подчас довольно яркий и
неожиданный, и знакомство с ним, само по себе, может представить некий интерес
для людей небезразличных к нашему ремеслу. На этом языке говорят актеры на
репетициях, на нем они думают часто и в повседневной жизни, “примеряя” те или
иные жизненные ситуации на себя, наблюдая за окружающими, стараясь уловить
черты собеседника, накопить тот багаж, который помогает в работе над ролью… А вот это и есть – самое
главное! Самый трудный вопрос для любого артиста, – что он делает на сцене? Что
составляет саму суть профессии? Кем чувствует себя человек, переступая порог
сцены, – принцем датским по имени Гамлет, только что потерявшим любимого отца,
или артистом первой категории Петровым со скромным “окладом жалованья” и
“больным квартирным вопросом”? Мнений на этот счет в актерском мире примерно
столько же, сколько и у зрителей. И только в одном все актеры едины, пожалуй, -
каждый актер играет на сцене и эта “игра” составляет важнейшую часть его жизни.
Без нее никто не представляет своего существования в профессии… На этом
единство взглядов и заканчивается. Бесчисленные театральные школы и направления
в драматическом искусстве трактуют эту тему по-своему, даже чисто теоретически
не сходясь ни на йоту, ни в одном элементе, составляющем понятие роли. Чтобы не
совсем погрязнуть в пучине теоретических рассуждений стоит обратиться к самым
первым шагам на сцене, которые каждый из нас совершал еще в детстве. Именно
каждый, потому что мы не знаем ни одного человека, который не читал бы наизусть
в школе стихи или не читал бы по ролям отрывки из “Горя от ума” на уроках
литературы. Многие участвовали в школьной самодеятельности, а наиболее подверженные
“театральному вирусу” после уроков проводили дни и ночи напролет в народных
театрах и драматических студиях. Особым шиком считалось попасть в элитные
детские самодеятельные театры, такие как Театр юношеского творчества Дворца
пионеров им. Жданова, Народный театр юного зрителя Выборгского дворца культуры,
Театр-клуб “Суббота” и еще два-три коллектива. Увлечение театром носило
характер эпидемический, о чем свидетельствует статистика конкурсов при
поступлении в Театральный институт: в год, когда оба автора этой книги
поступали в Ленинградский государственный институт театра, музыки и
кинематографии, а было это в 1976-ом, на одно “женское”, актерское место
претендовало около 300 “Ермоловых”, а на одно мужское – примерно 150
“Москвиных”. |