Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Собственно в “перестроечные” годы
отпала необходимость даже в этой аллюзии, в привязке персонажей к какой-то
бытовой или исторической правде на сцене. Очевидно, что при таком положении
вещей, идеи “строительства” характера, глубокой проработки линии поведения
персонажа, углубленное занятие характерностью не слишком занимали актерские умы
и души в те годы. Напротив, реакцией на мхатовский стиль 40-50 годов с его
“настоящими” лесами на сцене и тоннами грима, бород и усов на лицах немолодых
актеров, играющих мальчиков и девочек, стало неприятие “бытового” театра, поиск
возможности поэтически выразить свою “незагримированную” душу в широких рамках
нового “условного” искусства, неотягощенного грузом бытового правдоподобия. Не
будем лукавить, мы не слышали призывов “сбросить Станиславского с корабля
современности”, но признаем, что более него нас интересовали уроки М. Чехова и
опыты Е. Гротовского, открывавшие, как казалось, совершенно новые горизонты
профессии и привлекавшие творческую молодежь прежде всего их “не совсем
разрешенностью” в тогдашней советской театральной педагогике. Любопытно
вспомнить, как с выходом в свет в серии “Литературное наследие” двухтомника
воспоминаний и писем М. Чехова, театральная богема устроила настоящую охоту за
ним. Цены на черном рынке были в 5-6 раз выше номинальных. Ажиотаж был
повальный. Пришла мода на упражнения по методу Чехова. Целые самодеятельные
коллективы объявляли себя адептами этого метода и, не разобравшись в его сути,
с порога отвергали традиционные ценности школы драматического мастерства. Все
это происходило в годы, когда среди нас находилось еще много людей, не только
видевших живого М. Чехова на сцене, но и работавших с ним и знающих все, что
связано с его именем, не понаслышке. Но это не очень интересовало новообращенных,
их более привлекала возможность выделиться, противопоставить себя официальной
школе, прикрывшись именами Гротовского, Арто, Чехова, других деятелей театра,
не слишком-то жалуемых властями. Нужно отметить, что еще один всплеск интереса
к методу М. Чехова пришелся на начало и середину 90 годов и, на этот раз не был
обусловлен соображениями конъюнктуры. В условиях политической свободы у людей
Театра появилась возможность открыто “исповедовать” любые театральные “веры”.
Оказалось, что на Западе школа М. Чехова не только не забыта, но и переживает
период расцвета. Русские артисты, интересующиеся развитием национальной
театральной школы, принимают активное участие в деле осмысления и развития
метода М. Чехова. В работе Международной Школы М. Чехова принимают и принимали
участие С. Юрский, О. Ефремов, другие “могикане” русского Театра. Мне, Е.
Ганелину, посчастливилось побывать на Третьей Международной Школе М. Чехова,
работа которой проходила в августе 1995 года под Лондоном. |