Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. Изд.
3-е, испр. и доп. Учеб.
пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. Училищ. Москва,
«Просвещение», Учебное
пособие обобщает опыт работы со студентами по актерскому и режиссерскому
мастерству в Театральном училище им. Б. В. Щукина; дана система упражнения,
помогающих начинающему актеру в создании сценического образа. Рассматриваются
вопросы накопления материала для роли, прослеживаются основные этапы
репетиционного процесса. ЗАХАВА,
БОРИС ЕВГЕНЬЕВИЧ (1896-1976), русский актер, режиссер, педагог, театровед.
Народный артист СССР (1967), лауреат Государственной премии СССР (1952).
Родился 12 мая 1896 в Павлограде Екатеринославской губ. В семье представителя
знаменитой династии тульских оружейников. Родители увлекались театром,
участвовали в любительских драматических спектаклях, пятилетний мальчик
выступал на семейных концертах. Учился в Павлоградской казенной классической
гимназии, затем был определен в кадетский корпус в г. Орле. В 1910 был принят в
3-й Московский кадетский корпус. Пересмотрел все спектакли в Большом и Малом
театрах, ходил в театры Корша и Незлобина, но самые яркие впечатления пережил
на спектаклях Московского Художественного театра. Играл Наполеона в
любительском спектакле «Не в силе Бог, а в правде». Поступил в Коммерческий
институт, но, мечтая о театре, записался в студенческую театральную студию (в
дальнейшем Мансуровскую — по имени переулка, где она располагалась),
художественным руководителем которой был назначен артист и режиссер 1-й Студии
МХТ Е.Б. Вахтангов. 26 марта 1914 была сыграна пьеса Б. Зайцева «Усадьба
Ланиных» (Захава играл студента Евгения), спектакль провалился. С 10 (23)
октября 1914 (первая лекция Вахтангова) начались систематические занятия. Самодеятельный
кружок стал театральной школой, позднее этот день будет считаться днем
основания Театрального училища имени Б.В. Щукина при Театре им. Евг.
Вахтангова. В 1918 Вахтангов поручил Захаве и Ю.А. Завадскому вести занятия в
т.н. Мамоновской студии, решив по режиссерскому рисунку уже поставленного им
спектакля в 1-й Студии осуществить постановку «Потопа» со студентами. Из-за его
болезни спектакль ставил А. Дикий, Захава играл Чарли. В качестве дипломного
спектакля Вахтангов поставил «Чудо святого Антония» М. Метерлинка (1918), в
1920 возобновил эту работу, поручив ее Завадскому. Захава играл Доктора со
«стопроцентной актерской верой в правду вымысла». Первой работой Захавы —
ученика режиссерского класса Вахтангова был «Юбилей» А.П. Чехова. После коррекции
мастера (играть не комедию, а водевиль) уменьшилось игровое пространство
(остались все мизансцены), действие приобрело эксцентричный, гротесковый
характер. После смерти Вахтангова (1922) в 3-й Студии начались разногласия. В
1923 Захава выпустил свой первый самостоятельный спектакль «Правда хорошо, а
счастье лучше» А.Н. Островского, в котором чувствовалось влияние вахтанговской
«Принцессы Турандот». В 1923, после успешных гастролей 3-й Студии в Петрограде,
труппа выехала за рубеж. В гастрольной афише стояли «Принцесса Турандот» Гоцци,
«Чудо святого Антония» в один вечер со «Свадьбой» Чехова и «Правда хорошо, а
счастье лучше». В стокгольмской «Принцессе Турандот» принимал участие премьер
Королевского театра Геста Экман, он представлял артистов и переводил. После
возвращения в сезоне 1923-1924 Вл.И. Немирович-Данченко назначил Завадского
единоличным директором, что не разрядило атмосферу в Студии. «Вахтанговцы»
организовали «Художественный актив» — коллективный орган руководства театром,
председателем стал Захава. За пять лет были поставлены «Виринея» Л.Н.
Сейфулиной, «Разлом» Б.А. Лавренева, «Барсуки» Л.М. Леонова, «На крови»
Мстиславского, «Заговор чувств» Ю.К. Олеши. Немирович-Данченко намеревался
объединить 2-ю Студию с 3-й, но вахтанговцы отстояли свою самостоятельность:
студия стала называться Государственной академической Студией имени Евгения
Вахтангова. Тогда же Захава был принят в труппу Театра им. Вс. Мейерхольда,
сохранив за собой роли в вахтанговских спектаклях «Чудо Святого Антония»
(Доктор) и «Принцесса Турандот» (Тимур). У Мейерхольда, однажды назвавшего
Захаву «биомеханическим актером», сыграл Восьмибратова в «Лесе» Островского,
председателя французской палаты в «Д.Е.» по роману И.Г. Эренбурга и
Ван-Кампердаффа в «Учителе Бубусе» А.М. Файко. Премьера «Леса «состоялась 19
января 1924 и имела грандиозный успех. В «Д.Е.» интересным было оформление —
впервые были использованы движущиеся стены. Захаве предлагались две роли —
председателя французского парламента и английского лорда, от второй он отказался.
В «Учителе» Бубусе в основу исполнения роли крупного европейского негоцианта
Ван-Кампердаффа был положен особый прием, который Мейерхольд называл
«предыгрой». В результате бесконечных мимических пауз спектакль шел в
замедленном ритме, и удачей мастера его назвать трудно. В 1926 Захава поставил
спектакль «Барсуки» по роману Леонова, задумав его как народную трагедию и
требуя от актеров «правды внутреннего чувства» (определение Вахтангова). В
пьесе «Разлом» Лавренева (1927), поставленном А.Д. Поповым, превосходно сыграл
старого матроса Митрича. В 1931 совместно с И.М. Рапопортом Захава поставил
«Пучину» Ю. Слезкина (художник Н. Акимов). Событием театральной жизни столицы
стала постановка в 1932 пьесы М. Горького «Егор Булычов и другие» с Б.В.
Щукиным в главной роли. Впоследствии Захава ставил эту пьесу еще четыре раза —
два раза в Армении, в Болгарии и снова в Вахтанговском театре в 1951 с С.В.
Лукьяновым в роли Булычова. 25 ноября 1933 в театре прошла премьера пьесы
Горького «Достигаев и другие», 17 декабря 1939 — «Ревизора» Н.В. Гоголя, где
раскрылся талант артистки Г. Пашковой. Готовя постановку «Молодой гвардии» Г.
Гракова по роману А.А. Фадеева (1948), Захава ставил задачу «поэтическим языком
рассказать о совершенно конкретном, о единственном и неповторимом». В 1950
вышел один из признанных его спектаклей «Первые радости» по роману К. Федина.
Эпиграфом к постановке «Гамлета» У. Шекспира (1957) режиссер поставил слова Р.
Роллана: «Вся драма — грозный обвинительный акт против жизни. Но вся она
заряжена такой могучей жизненной силой, что страдания переплавляются в радость
и сама горечь опьяняет». Гамлета сыграл М.Ф. Астангов. Во всех своих спектаклях
Захава развивал творческие поиски Вахтангова. Одна из его больших актерских
побед — роль Кутузова в фильме С.Ф. Бондарчука
«Война и мир» (1965-1967) по роману Л.Н. Толстого. Преподавательскую
деятельность Захава начал еще в 1918, в Школе-студии Вахтангова, 1925 стал ее
руководителем. Преподавал актерское и режиссерское мастерство. Руководил
узбекской студией в Москве (1927-1930), преподавал в Институте кинематографии
(1937-1940), был заведующим кафедрой режиссуры в ГИТИСе (1944-1949). Доктор
искусствоведения, профессор. Умер Захава в Москве 25 ноября 1976. |