Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Но увы! — это полезное открытие пришло к Гамлету слишком
поздно, и он не успел разорвать коварные хитросплетения своих врагов. За полученный
урок ему пришлось заплатить жизнью. Итак, какова же тема знаменитой трагедии? Судьба молодого гуманиста эпохи Возрождения, усвоившего
подобно самому автору трагедии передовые идеалы своего времени и попытавшегося
вступить в неравную борьбу с окружающим «морем зла» с целью восстановления
попранной справедливости, — так можно коротко сформулировать ответ на вопрос о
теме шекспировской трагедии. Теперь попробуем решить вопрос: в чем идея трагедии? Какую
истину хочет раскрыть автор перед зрителями? Существует множество самых разнообразных ответов на этот
вопрос. И каждый режиссер вправе выбрать тот, какой ему кажется более
правильным. Автор же этой книги, работая над постановкой «Гамлета» на
сцене Театра имени Е. Вахтангова, сформулировал свой ответ в следующих словах:
неподготовленность к борьбе, одиночество и разъедающие психику противоречия
обрекают людей, подобных Гамлету, на неизбежное поражение в их единоборстве с
окружающим злом. Но если это — идея трагедии, то в чем же заключается сверхзадача
автора, проходящая через всю пьесу и обеспечившая ей бессмертие в веках? Печальна судьба Гамлета, но она закономерна. Гибель Гамлета
— неизбежный итог его жизни и борьбы. Но борьба эта вовсе не бесплодна. Гамлет
погиб, но выстраданные человечеством идеалы добра и справедливости, за
торжество которых боролся Гамлет, живут и будут жить вечно, вдохновляя
движение человечества вперед. В катарсисе торжественного финала пьесы мы слышим
шекспировский призыв к мужеству, твердости, активности, призыв к преодолению и
борьбе. В этом, думается нам, и состоит сверхзадача великого творца бессмертной
трагедии. Из приведенных примеров видно, какой ответственной задачей
является определение темы. Ошибиться при определении темы, неверно установить
круг явлений жизни, подлежащих творческому воспроизведению в спектакле, значит
неверно вслед за этим определить также и идею пьесы. А для того чтобы верно определить тему, необходимо, как:
мы выяснили, совершенно точно указать те конкретные явления действительности,
которые послужили для драматурга объектом воспроизведения. |