Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Как известно, роль режиссера в театральном искусстве за
последнее время чрезвычайно выросла. Это несомненно положительное явление.
Однако оно легко превращается в свою противоположность, если актер уступает
режиссеру свои неотъемлемые творческие права. В этом случае страдает не только
сам актер, но и режиссер, страдает театр в целом. Для театра губительно, когда
актер тяжелым грузом повисает на шее режиссера, а режиссер, вместо того чтобы
быть, как этого требовал Станиславский, творческим акушером актера или его
повивальной бабкой, превращается в няньку или поводыря. Каким в этом случае
жалким и беспомощным выглядит актер! Вот режиссер разъяснил актеру
определенное место роли; не довольствуясь этим, он пошел на сцену и показал
актеру, что и как нужно делать, показал мизансцену, интонации, движения. Мы
видим, что актер добросовестно выполняет указания режиссера, старательно
воспроизводит показанное, — он действует уверенно и спокойно. Но вот он дошел
до той реплики, на которой закончились режиссерские разъяснения и режиссерский
показ. И что же? Актер останавливается, беспомощно опускает руки и растерянно
спрашивает: а как дальше? Он становится похож на заводную игрушку, у которой
кончился завод. Он напоминает человека, который не умеет плавать и у которого в
воде отняли пробковый пояс. Смешное и жалкое зрелище! Дело режиссера — не допускать такого положения вещей. Для
этого он должен добиваться от актера не механического выполнения режиссерских
заданий, а настоящего творчества; всеми доступными ему способами он обязан
будить творческую волю и инициативу актера, воспитывать в актере постоянную
жажду познания, наблюдательность, стремление к творческой самостоятельности. Настоящий режиссер является для актера не только учителем
театра, но и учителем жизни. Он мыслитель и общественно-политический деятель.
Он выразитель, вдохновитель и воспитатель того коллектива, с которым работает. Правильное самочувствие актера на сцене Итак, первая обязанность режиссера — разбудить творческую
инициативу актера в нужном (верном) направлении. Направление определяется
идейным замыслом всего спектакля. Этому замыслу должно быть подчинено идейное
истолкование каждой отдельной роли. Режиссер должен добиться того, чтобы это
толкование сделалось кровным, органическим достоянием актера. Нужно, чтобы
актер шел по пути, указанному режиссером, свободно, не чувствуя над собой
никакого насилия. Режиссер не только не должен порабощать актера, а наоборот,
он должен всячески оберегать его творческую свободу, ибо свобода — необходимое
условие и важнейший признак правильного творческого самочувствия актера, а
следовательно, и самого творчества. |