Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Объекты непроизвольного внимания актера Теперь поставим
перед собой вопрос: к чему непроизвольно, бессознательно тяготеет внимание
находящегося на сцене неопытного актера, не знающего законов своего искусства,
не владеющего внутренней техникой? К числу объектов, которые независимо от воли
актера или даже вопреки его воле сами овладевают его вниманием, принадлежит
прежде всего зритель. В руках тех, кто находится в зрительном зале, — судьба
актера. Хотя актер и не видит зрителя, но зрительный зал живет, дышит и
дыханием своим невообразимо волнует актера; актер в этом случае как бы только
физически, внешним образом присутствует на сцене — мыслями и чувствами своими
он весь по ту сторону рампы. По мере того как он прислушивается к таинственному
дыханию зрительного зала, им все сильнее и сильнее начинает овладевать чувство
страха; почва постепенно уходит у него из-под ног, и ему начинает казаться, что
какая-то неведомая сила схватила его и несет неведомо куда. Актер вспоминает,
что у него был какой-то творческий замысел. Вот прошла уже треть ответственной
сцены, а он совершенно не помнит, что он делал и что говорил. Теперь он
старается следить за собой, пытается подчинить свое сценическое поведение
контролю своего сознания, и тогда объектом его внимания становится он сам — его
собственное поведение и его собственные переживания на сцене. Пока внимание
актера было приковано к зрительному залу, оно было внешним. Теперь оно стало
внутренним, оно переключилось на процессы, происходящие в сознании самого
актера. Внешний мир теперь как бы перестал для него существовать. Кашляет ли
зритель или смеется — актеру нет до этого дела: он ничего не видит и не слышит.
Он не видит и не слышит также и того, что происходит на сцене. Лицо партнера
плавает перед ним в каком-то тумане, голос партнера звучит откуда-то издалека,
и смысл произносимого партнером текста не доходит до сознания актера. Если в
поле внимания актера, находящегося в этом плачевном состоянии, и попадает
иногда партнер, то воспринимается он не как образ, по отношению к которому
следует так или иначе действовать, а тоже только как актер, в некотором роде —
товарищ по несчастью. Итак, внимание актера непроизвольно тяготеет к трем
объектам. Это: 1) зритель, 2) сам актер и 3) партнер (но не как образ» а только
как актер). Теперь спросим себя, являются ли эти объекты желательными с точки
зрения законов актерского искусства? Разумеется, нет! Однако они всегда и
неизбежно пытаются овладеть вниманием неопытного актера, не знающего, что и как
можно этому противопоставить. Впрочем, даже и опытный актер, хорошо знающий
законы своего искусства, находясь на сцене, постоянно подвергается опасности
оказаться во власти этих вредных для творчества объектов. Это в особенности
относится к тем случаям, когда актер вынужден держать ответственный для себя
творческий экзамен. Играя в первый раз ответственную роль, нередко и опытный
актер чувствует себя новичком: также сжимается его сердца напрягаются мышцы,
деревенеет тело, и внимание его долго не может прикрепиться к нужному объекту.
Это иногда происходит с опытными актерами, когда они оказываются перед особенно
ответственной для них аудиторией. |