Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Принцип компенсации Бывает,
что в одних частях тела происходит перегрузка мускульной энергии, а в других,
наоборот, ее недогрузка. Сильное напряжение в одной группе мышц компенсируется
ослаблением деятельности какой-нибудь другой. Это вполне естественно. Каждый
может проверить это на самом себе. Попробуйте сильно сжимать руками
какой-нибудь предмет, устранив напряжение во всем теле. Потом введите в
действие мускулатуру ног. Вы увидите, что напряжение в ваших руках тотчас же
значительно уменьшится. Мне пришлось столкнуться с этим явлением на одной из
репетиций. Я очень долго добивался от актера, чтобы он в определенном месте
своей роли сделал энергичный жест правой рукой. Но все мои усилия оставались
тщетными. Актер добросовестно старался выполнить задание, но жест получался
вялый и неубедительный. Так продолжалось до тех пор, пока я не понял, что
актеру мешает чрезмерное мускульное напряжение в других частях тела. Когда это
напряжение удалось устранить, жест, которого мы так долго и тщетно добивались,
получился очень легко и быстро. Таким образом, наличие чрезмерного напряжения в
какой-нибудь одной части тела может парализовать и те органы, в которых этого
излишнего напряжения нет. В этом случае одни части тела оказываются мертвыми
из-за перенапряжения, а другие, наоборот, от недостатка энергии. В описанном
явлении закон компенсации проявляет себя в пределах одного вида энергии:
недогрузка мускульной энергии в одних мышцах компенсируется перегрузкой той же
энергии в других. Но этот же закон проявляет себя и в более широком масштабе:
согласно принципу компенсации, определенное количество энергии того или иного
вида может быть замещено эквивалентным количеством мускульной энергии, и
наоборот. Поэтому деятельность, вызывающая усиленное расходование мускульной
энергии, влечет за собой ослабление деятельности, требующей большого
расходования нервной энергии. Вот почему тяжелая физическая работа несовместима
с усиленной деятельностью интеллекта. Усиленная интеллектуальная работа требует
максимального физического покоя и обычно бывает связана с расслаблением
мускулатуры тела. Чтобы убедиться в сказанном, попробуйте сильно напрячь мышцы
своего тела и, сохраняя это напряжение, прочитать по книге несколько страниц
или решить какую-нибудь математическую задачу. Вы увидите, что ваша умственная
работа в этих условиях окажется весьма непродуктивной: вы просто-напросто не
сможете как следует сосредоточить свое внимание на заданном объекте. Причина
этого будет заключаться в том, что большая часть энергии вашего организма будет
поглощена деятельностью ваших мышц и на обслуживание интеллектуального процесса
энергии останется очень мало. Вот почему мы вправе утверждать, что, если актер
в процессе игры расходует большое количество физической энергии, это значит,
что его психические способности (его мысли и чувства) участвуют в творческом
процессе в ничтожной степени. «Раз актер потеет на сцене, долой со сцены!» —
любил повторять К.С. Станиславский. Эту истину каждому актеру следовало бы
запомнить раз и навсегда. Актер должен знать, что его труд, когда он
действительно является творческим, сопряжен с очень незначительным
расходованием физической (мускульной) энергии; он требует от актера затраты не
столько его телесных сил, сколько душевной и интеллектуальной энергии; он
требует огромного внутреннего напряжения при большой физической свободе. |