Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Сценическое отношение — путь к образу В
творческом преобразовании объекта очень часто можно обнаружить два момента:
первый — создание новой художественной реальности, второй — нахождение субъективного
отношения к этой реальности данного персонажа пьесы. Например, актеру дают
предмет и говорят ему, что это — заряженная бомба. Это значит, что он должен,
во-первых, превратить для себя (а следовательно, и для зрителя) безобидное
произведение бутафорского искусства в настоящую бомбу («поверить» в нее) и,
во-вторых, отнестись к ней так, как должен был бы отнестись к ней данный образ
(ибо отношение образа к заряженной бомбе может совершенно не совпадать с
отношением, которое испытал бы сам актер, если бы в его руках очутился подобный
предмет). Другой пример. Актер, играющий роль маленького чиновника царской
России, должен открыть дверь, чтобы войти в кабинет высокопоставленного лица.
Дверь по внешнему виду тяжелая, массивная. Такой ее видит зритель. На самом же
деле она бутафорская, сделана из фанеры, и поэтому не может вызвать физических
ощущений, связанных с процессом открывания тяжелой, монументальной дворцовой
двери. Следовательно, первое, что обязан сделать актер, это превратить для себя
(а следовательно, и для зрителя) бутафорскую дверь в настоящую, легкую — в
тяжелую, в такую, которая сделана из дорогого дерева, а не из фанеры. Допустим,
что актер успешно решил эту задачу и таким образом заставил зрителя поверить в
подлинную реальность декораций. Но разве у советского актера такое отношение к
двери, ведущей к высокопоставленному начальнику, какое носил в себе маленький
чиновник прошлого века? Конечно, нет. Следовательно, перед актером возникает
вторая задача: отнестись к этой величественной монументальной двери так, как
отнесся бы к ней заданный ему образ. Иначе говоря, он должен данный ему в этом
случае объект (дверь) превратить для себя в нечто, способное возбуждать в нем
тот благоговейный страх, тот почтительный трепет, какие испытывал маленький чиновник
прошлого столетия перед входом в это святилище, и тем самыми превратиться (для
себя и для зрителя) в то лицо, которое он должен сыграть. Усваивая отношения
образа, актер тем самым становится другим, превращается в заданный ему образ.
Это вполне закономерно, поскольку сущность всякого человека, а следовательно, и
сценического образа, определяется его отношениями. Если мы хорошо знаем
отношения человека (к вещам, людям, фактам, событиям), это значит что мы знаем
человека в его внутренней сущности. Поэтому работать над ролью — это значит
искать отношения. Если актер сделал отношения образа своими отношениями — это
означает, что он овладел внутренней стороной роли. |