Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Физические и психические действия, предлагаемые обстоятельства и сценический образ Хотя
всякое действие, как это уже неоднократно подчеркивалось, есть акт
психофизический, то есть имеет две стороны — физическую и психическую, — и хотя
физическая и психическая стороны во всяком действии неразрывно друг с другом
связаны и образуют целостное единство, тем не менее нам кажется целесообразным
условно, в чисто практических целях различать два основных вида человеческих
действий: а) физическое и б) психическое. При этом необходимо, во избежание
недоразумений, еще раз подчеркнуть, что всякое физическое действие имеет
психическую сторону и всякое психическое действие имеет физическую сторону. Но
в таком случае в чем же мы усматриваем различие между физическими и
психическими действиями? Физическими действиями мы называем такие действия,
которые имеют целью внести то или иное изменение в окружающую человека
материальную среду, в тот или иной предмет и для осуществления которых
требуется затрата преимущественно физической (мускульной) энергии. Исходя из
этого определения, к данному виду действий следует отнести все разновидности
физической работы (пилить,. строгать, рубить, копать, косить и т.п.); действия,
носящие спортивно-тренировочный характер (грести, плавать, отбивать мяч, делать
гимнастические упражнения и т.п.); целый ряд бытовых действий (одеваться,
умываться, причесываться, ставить самовар, накрывать на стол, убирать комнату и
т.п.); и, наконец, множество действий, совершаемых человеком по отношению к
другому человеку, на сцене — по отношению к своему партнеру (отталкивать,
обнимать, привлекать, усаживать, укладывать, выпроваживать, ласкать, догонять,
бороться, прятаться, выслеживать и т.п.). Психическими действиями мы называем
такие, которые имеют целью воздействие на психику (чувства, сознание, волю)
человека. Объектом воздействия в этом случае может быть не только сознание
другого человека, но и собственное сознание действующего. Психические действия
— это наиболее важная для актера категория сценических действий. Именно при
помощи главным образом психических действий и осуществляется та борьба, которая
составляет существенное содержание всякой роли и всякой пьесы. Едва ли в жизни
какого-нибудь человека выдастся хотя бы один такой день, когда ему не пришлось
бы кого-либо о чем-нибудь попросить (ну хотя бы о каком-нибудь пустяке: дать
спичку или подвинуться на скамье, чтобы сесть), что-либо кому-нибудь объяснить,
попытаться в чем-либо кого-нибудь убедить, кого-то в чем-то упрекнуть, с кем-то
пошутить, кого-то в чем-то утешить, кому-то отказать, чего-то потребовать,
что-то обдумать (взвесить, оценить), в чем-то признаться, над кем-то подшутить,
кого-то о чем-то предупредить, самого себя от чего-то удержать (что-то в себе
подавить), одного похвалить, другого побранить (сделать выговор или даже
распечь), за кем-то последить и т.д. и т.п. Но просить, объяснять, убеждать,
упрекать, шутить, скрывать, утешать, отказывать, требовать, обдумывать (решать,
взвешивать, оценивать), предупреждать, удерживать себя от чего-либо (подавлять
в себе какое-нибудь желание), хвалить, бранить (делать выговор, распекать),
следить и т.д. и т.п. — все это как раз и есть не что иное, как самые
обыкновенные психические действия. Именно из такого рода действий и
складывается то, что мы называем актерской игрой или актерским искусством,
подобно тому как из звуков складывается то, что мы называем музыкой. Ведь все
дело в том, что любое из этих действий великолепно знакомо каждому человеку, но
не всякий человек будет выполнять данное действие в данных обстоятельствах.
Там, где один будет подтрунивать, другой станет утешать; там, где один похвалит,
другой начнет бранить; там, где один будет требовать и угрожать, другой
попросит, там, где один удержит себя от чересчур поспешного поступка и скроет
свои чувства, другой, наоборот, даст волю своему желанию и во всем признается.
Это сочетание простого психического действия с теми обстоятельствами, при
наличии которых оно осуществляется, и решает, в сущности говоря, проблему
сценического образа. Последовательно выполняя верно найденные физические или
простые психические действия в предлагаемых пьесой обстоятельствах, актер и
создает основу заданному ему образа. Рассмотрим различные варианты возможных
взаимоотношений между теми процессами, которые мы назвали физическими и
психическими действиями. Физические действия могут служить средством (или, как
обычно выражается К.С. Станиславский, «приспособлением») для выполнения
какого-нибудь психического действия. Например, для того чтобы утешить человека,
переживающего горе, то есть выполнить психическое действие, нужно, может быть,
войти в комнату, закрыть за собой дверь, взять стул, сесть, положить руку на
плечо партнера (чтобы приласкать), поймать его взгляд и заглянуть ему в глаза
(чтобы понять, в каком он душевном состоянии) и т.п. — словом, совершить целый
ряд физических действий. Эти действия в подобных случаях носят подчиненный
характер: для того чтобы их верно и правдиво выполнить, актер должен подчинить
их выполнение своей психической задаче. Возьмем какое-нибудь самое простое
физическое действие, например: войти в комнату и закрыть за собой дверь. Но
войти в комнату можно для того, чтобы утешить; для того, чтобы призвать к
ответу (сделать выговор); для того, чтобы попросить прощения; для того, чтобы
объясниться в любви, и т.п. Очевидно, что во всех этих случаях человек войдет в
комнату по-разному — психическое действие наложит свою печать на процесс
выполнения физического действия, придав ему тот или иной характер, ту или иную
окраску. Однако следует при этом отметить, что если психическое действие в
подобных случаях определяет собою характер выполнения физической задачи, то и
физическая задача влияет на процесс выполнения психического действия. Например,
представим себе, что дверь, которую надо за собой закрыть, никак не
закрывается: ее закроешь, а она откроется. Разговор же предстоит секретный, и
дверь надо закрыть во что бы то ни стало. Естественно, что у человека в
процессе выполнения данного физического действия возникнет внутреннее
раздражение, чувство досады, что, разумеется, не может потом не отразиться и на
выполнении его основной психической задачи. Рассмотрим второй вариант
взаимоотношений между физическим и психическим действиями. Очень часто
случается, что оба они протекают параллельно и влияют друг на друга. Например,
убирая комнату, то есть выполняя целый ряд физических действий, человек может одновременно
доказывать что-либо своему партнеру, просить его, упрекать и т.д. — словом,
выполнять то или иное психическое действие. Допустим, что человек убирает
комнату и спорит о чем-нибудь со своим партнером. Разве темперамент спора и
возникающие в процессе этого спора различные чувства (раздражение, негодование,
гнев) не отразятся на характере выполнения действий, связанных с уборкой
комнаты? Конечно, отразятся. Физическое действие (уборка комнаты) может в
какой-то момент даже совсем приостановиться, и человек в раздражении так хватит
об пол тряпкой, которой он только что вытирал пыль, что партнер испугается и
поспешит прекратить спор. Но возможно также и обратное влияние. Допустим, что
человеку, убирающему комнату, понадобилось снять со шкафа тяжелый чемодан.
Очень может быть, что, снимая чемодан, он на время прекратит свой спор с
партнером, и когда получит возможность снова к нему вернуться, то окажется, что
пыл его в значительной степени уже остыл. Или допустим, что человек, споря,
выполняет какую-нибудь очень тонкую, ювелирную работу. Едва ли в этом случае
можно вести спор с той степенью горячности, которая имела бы место, если бы
человек не был связан с этой кропотливой работой. Итак, физические действия
могут осуществляться, во-первых, как средство выполнения психической задачи и,
во-вторых, параллельно с психической задачей. Как в том, так и в другом случае
налицо взаимодействие между физическим и психическим действиями; однако в
первом случае ведущая роль в этом взаимодействии все время сохраняется за
психическим действием как основным и главным, а во втором случае она может
переходить от одного действия к другому (от психического к физическому и
обратно), в зависимости от того, какая цель в данный момент является для
человека более важной (например, убрать комнату или убедить партнера). |