Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Действие — основной материал театрального искусства Итак,
актер является главным носителем специфики театра. Но в чем же заключается эта
специфика? Мы показали, что театральное искусство есть искусство коллективное и
синтетическое. Но эти свойства, будучи очень важными, не являются
исключительной принадлежностью театра, их можно найти и в некоторых других
искусствах. Речь идет о таком признаке, который принадлежал бы только театру.
Признаком, отличающим одно искусство от другого и определяющим таким образом
специфику каждого искусства, является материал, которым художник пользуется для
создания художественных образов. В литературе таким материалом является слово,
в живописи — цвет и линия, в музыке — звук, в скульптуре — пластическая форма.
Но что же является материалом в актерском искусстве? При помощи чего актер
создает свои образы? Этот вопрос не получал должного разрешения до тех пор,
пока не сложилась система К.С. Станиславского с ее основополагающим принципом,
гласящим, что главным возбудителем сценических переживаний актера является
действие. Именно в действии объединяются в одно неразрывное целое мысль,
чувство, воображение и физическое поведение актера-образа. Действие — это
волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели. В
действии наиболее наглядно проявляется единство физического и психического. В
нем участвует весь человек. Поэтому действие и служит основным материалом в
актерском искусстве, определяющим его специфику. Живое наглядное человеческое
действие и является материалом актерского искусства, ибо именно из действий
актер творит свои образы (недаром они называются действующими лицами); на языке
человеческих действий актер рассказывает зрителю о людях, которых он
изображает. Поскольку же эти действия он извлекает из самого себя. т.е. сам их
производит и при этом таким образом, что в осуществлении их принимает участие
весь его организм как единое психофизическое целое, мы вправе сказать, что
актер сам для себя является инструментом. Итак, актер одновременно и творец, и
инструмент своего искусства, а осуществляемые им человеческие действия служат
ему материалом для создания образа. Поскольку актер является носителем
театральной специфики, мы имеем право сказать, что действие — основной материал
театрального искусства. Иначе говоря, театр — это такое искусство, в котором
человеческая жизнь отражается в наглядном, живом, конкретном человеческом
действии. В самом деле, что может быть конкретнее, нагляднее и в то же время
богаче по своему содержанию, чем живое человеческое действие! Если в литературе
о человеческих действиях писатель рассказывает, а в живописи художник эти
действия изображает, и то лишь в неподвижной, застывшей форме, то в театральном
искусстве актер тут же, на сцене, реально их осуществляет. Если при этом
учесть, что в театре действие выражается в непрерывном потоке живой
человеческой речи и живых человеческих движений, если оценить свойственную
театру непосредственность эмоционального воздействия актерской игры, то станет
совершенно понятным то необыкновенное могущество идейно-художественного
воздействия, которым обладает театр. В театре идея, художественное обобщение,
смысл произведения находят для себя такое жизненно конкретное, такое наглядное,
такое чувственно убедительное выражение, что кажется, будто бы это вовсе не
спектакль, а сама жизнь. Именно в этом секрет той необычайной власти над
человеческими сердцами, которой обладает театральное искусство. Не многие
искусства способны вызывать такой подъем, такое воодушевление и объединять всех
в одном страстном порыве, в одной мысли, в одном чувстве, как это способен
сделать театр. К вопросу о действии как основном материале театрального
искусства и главном возбудителе актерских переживаний мы не раз будем еще
возвращаться. |