Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! А вот и другой пример: Чем занят близкий друг или
жена умирающего? Охраной покоя больного, исполнением предписаний врача,
измерением температуры, компрессами, горчичниками. Все эти маленькие действия
приобретают решающее значение в жизни больного и потому выполняются как
священнодействия, в них вкладывается вся душа. И неудивительно: при борьбе со
смертью небрежность — преступна, она
может убить больного. А
вот вам и третий пример: Чем
занята леди Макбет в кульминационный момент трагедии? Простым физическим
действием: стиранием с руки кровавого пятна. — Извините, пожалуйста,— поспешил вступиться за Шекспира
Говорков.— Неужели великий писатель
создавал свои шедевры для того, понимаете ли, чтоб его герои мыли себе руки или
проделывали другие натуралистические действия? — Не правда ли, какое разочарование! — иронизировал Торцов.— Не думать о «трагическом», отказаться от любимой вами
напряженнейшей, актерской потуги, от наигрыша, от «пафоса» и «вдохновения» в
кавычках! Забыть о зрителе, о производимом на него впечатлении и вместо всех
подобных актерских прелестей ограничиться маленькими физическими,
реалистическими действиями, маленькими физическими правдами и искренней верой в
их подлинность!! Со
временем вы поймете, что это нужно не для натурализма, а для правды чувства,
для веры в его подлинность, что и в самой жизни возвышенные переживания нередко
проявляются в самых обыкновенных маленьких натуралистических действиях. Нам,
артистам, нужно широко пользоваться тем, что эти физические действия,
поставленные среди важных предлагаемых обстоятельств, приобретают большую силу.
В этих условиях создается взаимодействие тела и души, действия и чувства,
благодаря которому внешнее помогает внутреннему, а внутреннее вызывает внешнее:
стирание кровавого пятна помогает выполнению честолюбивых замыслов леди Макбет,
и честолюбивые замыслы заставляют стирать кровавое пятно. Недаром же в монологе
леди Макбет все время чередуется забота о пятне с воспоминанием отдельных
моментов убийства Банко. Маленькое, реальное, физическое действие стирания
пятна приобретает большое значение в дальнейшей жизни леди Макбет, а большое
внутреннее стремление (честолюбивые замыслы) нуждается в помощи маленького
физического действия. Но
есть и еще более простая и практическая причина, почему правда физических
действий приобретает важное значение в минуты трагического подъема. Дело в том,
что в сильной трагедии артисту приходится доводить себя до высшей точки
творческого напряжения. Это трудно. В самом деле, какое насилие вызывать в себе
экстаз без естественного позыва хотения! Легко ли против воли добиваться того
возвышенного переживания, которое рождается только от творческого увлечения!
При таком противоестественном подходе не трудно свихнуться и вместо подлинного
чувства вызвать простой, ремесленный актерский наигрыш и мышечную судорогу.
Наигрыш легок, знаком, привычен до механической приученности. Это путь
наименьшего сопротивления. |