Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Ваша
мнимая правда помогает представлять «образы и страсти». Моя правда помогает
создавать самые образы и вызывает самые страсти. Между вашим и моим искусством
такая же разница, какая существует между словами «казаться» и «быть». Мне нужна
подлинная правда — вы довольствуетесь
правдоподобием. Мне нужна вера — вы
ограничиваетесь доверием к вам зрителей. Смотря на вас на сцене, зритель
спокоен, что все будет сделано точно, по однажды и навсегда установленному
приему игры. Зритель доверяет вашему мастерству, как верят гимнасту, что он не
сорвется с трапеции. В вашем искусстве зритель.есть зритель. В моем искусстве
он становится невольным свидетелем и участником творчества; он втягивается в
гущу жизни, происходящей на сцене, и верит ей. Вместо
ответа на объяснение Аркадия Николаевича Говорков, не без яда заявил, что
Пушкин держится иного мнения о правде в искусстве, чем Торцов. В подтверждение
своего мнения Говорков привел слова поэта, которые всегда вспоминают в таких
случаях: «Тьмы низких истин нам дороже Нас возвышающий
обман...» — Я согласен с
вами... и Пушкин тоже. Это доказывают приведенные вами стихи, в которых поэт
говорит про обман, которому мы верим. Благодаря именно этой вере обман нас
возвышает. Не будь ее, разве могло бы быть благодетельное, нас возвышающее
влияние обмана? Представьте себе, что к вам придут первого апреля, когда
принято обманывать друг друга, и начнут уверять вас, что правительство решило
поставить вам памятник за артистические заслуги. Возвыситесь ли вы от такого
обмана? — Я не дурак, понимаете ли, и
не верю глупым шуткам! — ответил
Говорков. — Таким образом, чтобы
возвыситься, вам необходимо «поверить глупым шуткам»,— поймал его на слове Аркадий Николаевич.— В других стихах Пушкин подтверждает почти такое же мнение: «Над
вымыслом слезами обольюсь» 14. Нельзя
обливаться слезами над тем, чему не веришь. Да здравствуют же обман и вымысел,
которым мы верим, так как они могут возвышать как артистов, так и зрителей!
Такой обман становится правдой для того, кто в него поверил. Это еще сильнее
подтверждает то, что на сцене все должно стать подлинной правдой в воображаемой
жизни артиста. Но этого я в вашей игре не вижу. Во
второй половине урока Аркадий Николаевич исправлял только что сыгранную
Говорковым и Вельямино-вой сценку. Торцов проверял игру по маленьким физическим
действиям и добивался правды и веры совершенно так же, как он это делал со мной
в этюде «сжигания денег». |