Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! — А если природа
закапризничает? — спросил кто-то. — Надо уметь
возбуждать и направлять ее. Для этого существуют особые приемы психотехники,
которые вам предстоит изучить. Их назначение в том, чтоб сознательными,
косвенными путями будить и вовлекать в творчество подсознание. Недаром же одной
из главных основ нашего искусства переживания является принцип: «Подсознательное творчество природы через сознательную психотехнику
артиста». (Подсознательное —
через сознательное, непроизвольное —
через произвольное.) Предоставим же все подсознательное волшебнице природе, а
сами обратимся к тому, что нам доступно,— к сознательным подходам к
творчеству и к сознательным приемам психотехники. Они прежде всего
учат нас, что когда в работу вступает подсознание надо уметь не мешать ему. — Как странно, что
подсознание нуждается в сознании! —
удивился я. — Мне это представляется
нормальным,— говорил Аркадий Николаевич.— Электричество, ветер, вода и другие
непроизвольные силы природы требуют знающего и умного инженера для подчинения
их человеку. Наша подсознательная творческая сила тоже не может обойтись без
своего рода инженера—без сознательной
психотехники. Только тогда, когда артист поймет и почувствует, что его
внутренняя и внешняя жизнь на сцене, в окружающих условиях протекает
естественно и нормально, до предела натуральности, по всем законам человеческой
природы, глубокие тайники подсознания осторожно вскроются, и из них выйдут не
всегда понятные нам чувствования. Они на короткое или на более продолжительное
время овладеют нами и поведут туда, куда им повелит что-то внутри. Не ведая
этой правящей силы и не умея изучать
ее, мы, на нашем актерском языке, именуем ее просто «природой». Но стоит нарушить нашу правильную
органическую жизнь—перестать верно
творить на сцене,—и тотчас же щепетильное
подсознание пугается насилия и снова прячется в свои глубокие тайники. Чтоб
этого не произошло, прежде всего надо творить верно. Таким образом, реализм и даже натурализм
внутренней жизни артиста необходим ему для возбуждения работы подсознания и
порывов вдохновения. — Значит в нашем искусстве
нужно беспрерывное подсознательное творчество,—
вывел я заключение. — Всегда творить
подсознательно и вдохновенно нельзя, —
заметил Аркадий Николаевич,— таких гениев
не существует. Поэтому наше искусство предписывает нам лишь подготовлять почву
для такого подлинного, подсознательного творчества. |