Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Далее, оцените то, что в слове «если бы» скрыто
какое-то свойство, какая-то сила, которую вы испытали во время этюда с
сумасшедшим. Эти свойства и сила «если бы» вызвали внутри вас мгновенную
перестановку — сдвиг. — Да, именно сдвиг,
перестановку! —одобрил я удачное
определение испытанного ощущения. — Благодаря ему, — объяснял дальше Торцов, — точно в «Синей птице» при повороте волшебного
алмаза происходит что-то, отчего глаза начинают иначе смотреть, уши — по-другому слушать, ум — по-новому оценивать окружающее, а в
результате придуманный вымысел, естественным путем, вызывает соответствующее
реальное действие, необходимое для выполнения поставлеиной перед собой цели. — И как незаметно это
совершается! — восторгался я. — В самом деле: что мне до бутафорского камина?
Однако, когда его поставили в зависимость от «если бы», когда я допустил
предположение о приезде знаменитых артистов и понял, что заупрямившийся камин
скомпрометирует всех нас, он получил важное значение в моей тогдашней жизни на
сцене. Я искренне возненавидел эту картонную бутафорию, ругал не вовремя
налетевшие морозы; мне не хватало времени выполнить то, что суфлировало изнутри
разыгравшееся воображение. — То же произошло и в этюде с
сумасшедшим,— указал Шустов,—И там—дверь,
от которой началось упражнение, сделалась лишь средством для защиты, основной
же целью, приковавшей внимание, стало чувство самосохранения. Это произошло
естественно, само собой... — А почему! — с жаром перебил его Аркадий Николаевич. — Потому, что представления об опасности всегда
волнуют нас. Они, как дрожжи, во всякое время могут забродить. Что же касается
двери, камина, то они волнуют лишь постольку, поскольку с ними связано другое,
более для нас важное. Секрет силы воздействия «если бы» еще и в том, что оно не говорит о реальном факте, о том, что есть, а только о том, что могло бы быть... «если бы»... Это слово ничего не утверждает. Оно лишь предполагает, оно ставит вопрос на разрешение. На него актер и старается ответить. Поэтому-то сдвиг и решение достигаются без насилия и без обмана. В самом деле: я не уверял вас, что за дверью стоял сумасшедший. Я не лгал, а, напротив, самым словом «если бы» откровенно признавался, что мною внесено лишь предположение и что в действительности за дверью никого нет. Мне хотелось только, чтобы вы ответили по совести, как бы вы поступили, если бы вымысел о сумасшедшем стал действительностью. Я не предлагал вам также галлюцинировать и не навязывал своих чувств, а предоставил всем полную свободу пережива гь то, что каждым из вас естественно. само собой «переживалось». И вы, со своей стороны, не насиловали и не заставляли себя принимать мои вымыслы с сумасшедшим за реальную действительность, но лишь за предположение. Я не заставлял вас верить в подлинность выдуманного происшествия с сумасшедшем, вы сами добровольно признали возможность существования такого же факта в жизни. |