Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Кинематографический вариант имеет "оригинальное,
интригующее название: Тлупышкин в роли Городничего", и идет набор чисто
комических трюков. Для справедливости нужно отметить, что в ЗО-е годы
некоторые режиссеры под влиянием Мейерхольда (как они его понимали) не
отставали от выдумок Евреинова. В Нижнем Новгороде (тогда — Горьком) на портале
была установлена арка с развешенными плетьми и кандалами, стояли будки с
часовыми, жандармы получали взятки от купцов на глазах у всех. Городничий
проезжал по городу, разгоняя всех жителей. В Баку "Горе от ума" шло в
осовремененном варианте. На реплику: "Что нового покажет мне Москва?"
— крутился круг, на котором Чацкому и зрителям демонстрировались ужасы
самодержавия: продажа детей, порка населения, наказание солдата, прогоняемого
через строй, шпицрутенами. А встреча Чацкого и Молчалина проходила на огромных
весах: "который же из двух" решалось наглядно. Бедному Мейерхольду
пришлось выступать с докладом "Мейерхольд против мейерхольдовщины". Ничего
нет страшнее, чем оголтелые и неумные последователи таланта. Финал "Ревизора" имеет свою бурную историю.
Грандиозный финал Мейерхольда — манекены вместо чиновников, но стоящие в
мизансцене, нарисованной автором — самим Гоголем. "Ревизор" в Национальном театре в Хельсинки
внес свою лепту в решения. В зале, где Городничий в финале собрал всех
чиновников с женами, висел огромный, в человеческий рост, портрет императора
Николая I. Когда все чиновники застыли в хрестоматийной общей
мизансцене, император развел руками и произнес историческую фразу, написанную
им на экземпляре пьесы: "Всем попало, а мне больше всех!" Будучи студентом, мне посчастливилось попасть в Театр
им. Евг. Вахтангова на репетиции "Ревизора", которого ставил Борис
Евгеньевич Захава, а Городничего должен был играть один из лучших русских
актеров Борис Васильевич Щукин. Смерть помешала ему закончить работу. Финал
Захава осуществил точно по рисунку Гоголя: "Общий вид последней
картины". Щукин не возражал, только попросил Захаву задержать закрытие занавеса
до его знака. Итак, общая картина. Щукин застыл в полной неподвижности, но
через несколько 122 секунд он, единственный в группе, оживает,
поворачивается спиной ко всем и лицом к зрителям, вынимает из кармана мундира
бумажник и начинает пересчитывать купюры. Затем шепнул Захаве:
"Занавес". Опять — жизнь продолжается! |