Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Артист
выделял как главную черту Иудушки — постоянное ощущение, что ты выше всех, а
тебя не понимают, унижают, мучают люди, которые тебя недостойны. Логика Иудушки, по Смоктуновскому, проста: «Мне никогда ничего во всю жизнь не дали, так почему
же я должен?» Обделенность с самого раннего детства (еще одна параллель с Ричардом) рождает
характер фантастический, изломанный, патологический в его стремлении постоянно
доказывать свою полноценность, унижая окружающих, ставя их в зависимость от
себя: «Механизм логики. Все это зависит ведь от меня — от
хозяина здешних мест». И
каждое сравнение только подтверждает собственное превосходство: «Ну, вот, давай посмотрим, кто же из нас сукин сын???
А???» И еще
раз возвращался к оружию, которым Иудушка сражается с окружающими людьми, — словам. И не только к самим словам. Но и самой
манере говорения: «Его ритмы — пытка для
всех». К
сцене, где Иудушка делает решительный ход, объявляя свою похоть волею Бога («И
Боженька мне сказал: возьми Анниньку за полненькую тальицу и прижми ее к
своему сердцу»), пометка артиста: «Боже мой, Боже мой, какая безнравственность». И
далее комментарий к отказу Анниньки, идущий словно уже не от лица героя, но от
самого артиста: «Вырвалась, ну, и давай». И
далее важный у Смоктуновского отсыл к стилистике автора, оценка своего героя
как персонажа, встроенного в определенную эстетическую систему координат: «Жестокость, жестокость, еще раз жестокость. Щедрин жесток, значит, это не наше изобретение. Она
(жестокость) была уже тогда. Достоевский — это сгустки, но сгустки высот духа и духовности. Щедрин — это компания, лишенная каких-либо духовных качеств
и связи!». Любопытно,
что в редкие моменты отступлений несколько раз возникает «Достоевский» как
антипод Салтыкова-Щедрина, возникает Мышкин, видимо, сопоставляемый с Иудушкой. Две крупнейшие роли, два
наиболее значительных актерских образа, созданных Иннокентием Смоктуновским,
оказываются странно связаны между собой. Почти не расписанная роль Мышкина, в
которой актер еще только нащупывал свой способ работы, и устрашающе подробная,
виртуозно разложенная партитура
роли Иудушки. Фигура Князя-Христа и фигура
«русского Иуды». Образ, где чернота едва угадывалась за пластами почти
нечеловеческой доброты и понимания, — и создание, где огонек живой души почти неразличим за шлаком небокоптительской
жизни. И эти, казалось бы, полярные фигуры
оказываются странно сближенными в алхимической лаборатории артиста.
Постоянно присутствующий в подсознании Мышкин дает точку отсчета, но и бросает
свой отблеск на Порфирия
Головлева, давая ему дополнительное измерение. Принцип актера в этой работе: |