Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! У
Смоктуновского «Я» и «Он»,
первое и третье лицо чередуются в пределах одной страницы, данных встык фраз. От
себя-Иванова, слушающего игру Сарры: «Что
со мной?» И дальше: «Я все время
вижу это мое неудавшееся прошлое». Или
мысли Иванова о Львове: «Он ненавидит
меня — я это знаю». Для
описания действий и состояний Иванова используются глаголы от первого лица: «Да, виноват, виноват, и ее уже не люблю». «Я умираю и ничего не могу сделать. Это ужасно, это
страшно — я вроде понимаю это умом». «Братец, не трогай меня сейчас!» Отношение
к Саше: «Ты не заблуждайся во мне, я — не Гамлет, совсем не Гамлет». «Меня спасать не надо — ничего не
получится». «Что же я такое, если я здесь, а она — там». «я не буду обвинять жизнь: я сам слаб, я сам
виноват». «Не нужно тебя, не надо этого до... (Какой кошмар! Я ведь
тоже об этом подумал. Боже, что же это такое!)». «Я не могу быть другим, все этого хотят, но...». «Отпусти ты меня — сам, ты видишь, я
не могу оторваться от тебя». «Моя жизнь. моя совесть». Конечно,
эти строки пишет не Иванов, но и не Смоктуновский. А тот
самый Смоктуновский-Иванов, возникший из слияния актера и персонажа... Ощутив
Иванова, или Федора, или Иудушку, как «Я», артист уже не фантазирует, что
чувствует его герой, не реконструирует, не придумывает, не следует своей
художественной интуиции, а знает во всей полноте, ощущая абсолютную правду
существования здесь и сейчас. Он может восстановить весь «поток сознания» Иванова
в сцене с Сашей: «Знает, чувствует ее любовь к себе». «Я чувствую
ее силу и деятельность, которыми обладал когда-то». «Саша — спасительное-жизнеутверждающее».
«Ты не заблуждайся во мне, я — не
Гамлет, совсем не Гамлет». «Меня спасать не надо - ничего не получится». «Нет-нет это не выход».
См. ранее в главе «Иванов». Понятно,
что в этом случае актеру, действительно, не обязательно расписывать внешний
облик своего персонажа, его движения и жесты. Смешно писать про самого себя: я
буду тут такой-то и такой-то и посмотрю туда-то. Смоктуновский живет в ритме
своего персонажа, сливается с его душевными поворотами, пульсацией настроения,
малейшей вибрацией чувств и мыслей. Создание
«человеко-образа» считается счастьем и высшим достижением актерской профессии.
И именно поэтому широко распространилось убеждение, что образ возникает в
результате работы, усилий и т.д. Но дух веет, где хочет. И в одних тетрадках
«Я» возникает буквально с первой
же страницы, а в других — не менее тщательно отделанных — не возникает
совсем. |