Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Чем упорнее он твердил свое «еще, еще», тем
меньше становилось напряжение, которое мешало мне «смотреть и видеть». Излишек
напряжения огромен, неимоверен, О его размерах не имеешь представления, когда,
весь скрюченный, стоишь перед дырой портала. Торцов прав, говоря о девяноста
пяти процентах излишнего напряжения при актерском смотрении на сцене. — Как просто и как мало
нужно, чтобы смотреть и видеть, —
воскликнул я в полном восторге.— Это чрезвычайно легко по сравнению с тем, что я до сих пор
делал! Как же я сам не догадался о том, что вот так — с выпученными глазами и напряженным телом — ничего не видишь, а так —
без всякого напряжения и старания — можно
рассмотреть все до мелочей. Но это-то и трудно: ровно ничего не делать на
сцене. — Ну, да! — подхватил Аркадий Николаевич. — Потому что все думается в эти
минуты: за что же зрители платят деньги, если я ничего не
стараюсь им представить? Надо же заслужить свое актерское жалованье, надо же
забалять зрителя! Какое приятно состояние сидеть на сцене не
напряженно, спокойно смотреть и видеть. Иметь на это право перед раскрытой
пастью портала. Когда чувствуешь это право пребывания на подмостках, тогда ничего
не страшно. Я наслаждался сегодня на сцене простым, естественным, человеческим
смотрением и вспомнил такое же простое сидение Аркадия Николаевича на первом
уроке. В жизни это состояние мне хорошо известно. и там оно меня не радует. Я
слишком привык к нему. Но на сцене я узнал его сегодня впервые и искренне
благодарю за это Торцова. — Молодец! — крикнул он мне.— Вот это называется смотреть и видеть. А как часто мы на
подмостках смотрим и ничего не видим. Что может быть ужаснее пустого актерского
глаза! Он убедительно свидетельствует о том, что душа исполнителя роли дремлет
или что его внимание где-то там, за пределами театра и изображаемой жизни па
сцене, что актер живет чем-то другим, что не относится к роли. Усиленно болтающий язык и автоматически двигающиеся
руки и ноги не заменят осмысленного, дающего жизнь всему глаза. Недаром глаза
называют «зеркалом души». Глаз актера, который смотрит и видит,
привлекает на себя внимание зрителей и тем самым направляет их на верный
объект, на который им следует смотреть. Наоборот, пустой глаз актера уводит
внимание зрителей от сцены. После этого объяснения Аркадий Николаевич
сказал: |