Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! «Перерождающий» духовный акцент системы нами
еще очень мало понят. Что такое «видения» или «кинолента видений»,
которую так усердно изучают в наших и мировых театраль ных школах? Это прием
психотехники, приспособление помогающее актёру «видеть» то, о чем говорит
герои, подключая опыт своей жизни? В техническом смысле — да, в духовном — это еще и
способность творца знать о другом все то. что он знает о самом себе- Полнота
внутреннего перевоплощения, жизненное основание роля о котором так заботились в
Художественном театре, есть способность «нагрузить» каждую секунду сценического
действия, каждую его частность тем объемом, которым нагружена любая частность в
подлинной, не игровом жизни человека. Это тот объем, который делает актерскую
игру непредсказуемо увлекательной, сложной, живой, позволяя совершить главное: органически вырастить в своей душе сценический образ.
Непрерывная-«кинолента видений» этот процесс и обеспечивает. Но актер чаще
всего и не видит, и не слышит, и не чувствует. и не действует. Он — «играет». В ответ на это звучит
категорическое «не верю» — отказ признать за правду унылый и
крошечный эрзац ее, который предъявляет на сцене неразбуженная,
непросветленная, невоспитанная природа актера. Система противостоит прежде всего имитации
правды, которую Станиславский пытался искоренять беспощадно и самыми
изобретательными способами. Самый распространенный вид подмены живого
человеческого образа на сцене —
предъявление самого себя, не преображенного творчески. Приведу характерную
запись на этот счет из «Записных книжек» Станиславского: «Сегодня Вишневский
играл дядю Ваню по системе, как он говорил. И, боже. какой неприятный господин
вышел дядя Ваня, старый, брюзжащий на всех. Словом, вместо дяди Вани вышел
Серебряков. И, несмотря на это. было очень жизненно и просто, и актер играл по
системе и имел право хвастаться передо мной, что он жил настоящей жизнью. Да.
жил, но какой жизнью — своей собственной
в том состоянии, в котором он сам
находился теперь. А сам он, к слову сказать, очень изменился, постарел и
приобрел все привычки старика...». Эти замечания Станиславского следовало бы
учесть при обсуждении питательных источников актерского искусства, в том числе
и тех возражений, которые выдвигал Михаил Чехов, Любая абсолютизиция одного из элементов
системы могла привести и приводила к ее обессмысливанию. «Путеводитель» не раз
заводил в тупик, живая программа действий становилась догмой, преградой на пути
бесконечного познания «жизни человеческого духа». Приведу только один пример.
Известно, какое большое значение придавал Станиславский верному актерскому
общению и взаимодействию на сцене- Непрерывное глубокое общение с партнером
было противопоставлено старому актерскому «необщению» или такому общению с
публикой, когда подмостки считались местом для показывания самого себя.
Рутинную эстетику дорежиссерского театра Станиславский разрушил. Он разработал
тончайшие приспособления для того, чтобы артист общался «с живым
духом объекта, а не с его носом, глазами, пуговицами, как это делают актеры на
сцене», общался не только тогда, когда он обращен к партнеру, но и в «зонах
молчания», которые ремесленное искусство вообще выключало из пространства игры.
Общение по системе стало со временем обязательной нормой искусства
Художественного театра, но очень быстро эта «норма», изъятая из общего
лабирннта сцепления системы, стала очередным штампом, зорко подмеченным
Немировичем-Данченко, Неприязнь к игре на публику привела к иной крайности, к
общению ради общения. «...Наша молодежь,—
пишет Немирович-Данченко М. О. Кнебель,— добиваясь этого общения с объектом, до такой степени вживалась в
этот прием, что игра их становилась уже даже .малотеатральной, недоходчивой,
назойливой. На репетициях любой пьесы то и дело приходится — как бы сказать — отрывать исполнителя от его партнера и направлять его внимание
на все другие, более важные психологические движения образа. Как отсутствие
общения с объектом в Малом театре получило гиперболические размеры, так и наши
приемы начали становиться гиперболическими». В том же письме
Немирович-Данченко, опасавшийся, что примитивно понятая система может привести
к потере авторского стиля, чрезвычайно метко характеризует природу общения
чеховских персонажей: «...у Чехова самые тонко чувствующие люди, с самым
деликатным отношением друг к другу, самые любящие друг друга близкие не связаны
так открыто. так непосредственно. У Чехова его персонажи большей частью
погружены в самих себя, имеют свою собственную какую-то жизнь, и поэтому
излишняя общительность несвойственна его. персонажам, и поэтому это излишество
всегда пойдет или к сентиментализму, или к фальши...». |