Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Напомним, что это наблюдение было вынесено из
опыта постановки «Трех сестер» 1940 года
и спор тут шел не столько со Станиславским, сколько с механическим и
догматическим пониманием «отдельно взятых» элементов системы, безотносительных
к «прнроле чувств» того или иного драматурга. И при Станиславском, и в годы, последовавшие
после его смерти, проблема соотношения определенной актерской техники,
диктуемой системой, и авторского стиля стала едва ли не коренной. Таиров в тех
же «Записках режиссера» настаивал, что основатель МХТ создал «экспериментальный
институт по психопатологии», что его театр страдает «дизентерией бесформия»,
что «система безразлична к стилю автора», способна приносить успех только «в
постановке современных жизненных пьес» и всегда терпит поражение «в репертуаре
иных планов». Отчеркнув это знаменательное и очень распространенное
рассуждение. Станиславский комментирует его следующим образом: «Например, Царь
Федор. Драма жизни, Синяя птица, Жизнь Человека», то есть указывает факты,
прямо противоречащие таировскому утверждению. Через
несколько лет он мог бы добавить к этим названиям «Горячее сердце» и «Женитьбу
Фигаро», два его спектакля середины 20-х годов, напоенные безудержной и высокой
театральной игрой, острейшим чувством авторского стиля, позволившим мхатовским
актерам познать вкус того, что Станиславский называл «большой правдой». Тем не менее угроза собственных штампов,
рожденных стремлением к подлинности сценической жизни и «чувством меры», была
реальной. В самой системе надо было выработать противоядие, нацеленное на собственные
стереотипы, лишающие артиста живых и смелых театральных красок. В 1919 году, репетируя «Балладину» Ю. Словацкого
в Первой студии, Станиславский обратил внимание на «однотонность, белокровие,
бескрасочность Бирман. Чем их вытравить? Определил так: это общая болезнь
Художественного театра... Все это происходит потому, что слишком боятся
штампов, лжи. Держатся далеко от границы и далеко до предела большой правды и
остаются в малой правде. Надо делать иначе. Надо переходить границы правды — познавать перейденное расстояние— по нему узнавать, где граница. А узнав,
жонглировать и гулять свободно в области правды». Система для того и создавалась, чтобы артист,
мастер, безукоризненно владеющий своей профессией, мог на сцене забыть
«грамматику», вошедшую в его плоть и кровь, ставшую автоматическим навыком, и
«гулял свободно в области правды». Как «гулял» Москвин — Хлы-нов, как «гулял» М. Чехов —
Хлестаков, как умел «гулять» сам Станиславский, играя Мольера, Гольдони или
Островского. |