Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Полемика по разным аспектам искусства актера
осталась в основном на полях прочитанных Станиславским книг. Скупые пометки для
себя приоткрывают, однако, внутренний замысел системы. Не церемонясь в
выражениях, Станиславский отстаивает здесь самые дорогие и выношенные идеи.
Ведь превратному толкованию подвергались (и сейчас подвергаются!) не частности,
но самая суть его художественного мировоззрения. Отвечая Ф. Ф, Комиссаржевскому
(на полях книги «Творчество актера и теория Станиславского»), автор системы
неоднократно и в самой резкой форме отвергает приписываемое ему сведение
«творческого переживания к житейскому», отказ от творческой фантазии в угоду
«душевному». или «психологическому натурализму». «Вся моя жизнь посвящена
перевоплощению»,— бросит Станиславский
короткую реплику и дальше, не сдержавшись, буквально возопит: «Ну что за
подлость... Мне нужна натуральность для сверхфантазии». Приставка «сверх» одна из самых любимых в
театральном словаре Станиславского. Сверхфантазия, сверхсознание, сверхзадача и
даже сверх-сверхзадача — все эти «сверх»
нужны были для того, чтобы искусство театра, искусство артиста могло решать
принципиально новые художественные задачи, сродни тем, которые решают
крупнейшие писатели, музыканты и живописцы. Система Станиславского, как уже было сказано,
зарождается в начале века и глубоко соотносится с общим устремлением
европейского искусства той поры. Не зря первые сознательные опыты и
исследования по системе предпринимаются на материале символистской драматургии.
«Творческое чудо», «таинство души», напишет Станиславский в «Моей жизни в
искусстве», «начинается там, где кончается и внешний и внутренний реализм». И это не
случайная оговорка, которую надо «простить» Станиславскому, но все то же
неизбывное стремление к «сверхреализму», к большей правде, в пространстве
которой может свободно «гулять» — творить
актерская душа. Система возникла и была поддержана общим усилием художественной
мысли начала века. Речь шла о воплощении в искусстве, в том числе и на
театральных подмостках, живого «таинства» человеческой души. На этом «таинстве»
в конце концов замыкаются все противоречия системы, и проблема «переживания», и
проблема «действия», н вопросы художественной правды. Система продумывалась н создавалась не для
тон или иной пьесы, не для того или иного жанра, не для той или иной идеологии,
раскрываемой в пьесе. Бессчетное число раз автор системы формулирует мысль о
том, что он ищет сознательных путей к бессознательному творчеству «волшебницы
природы». Нигде он не определяет, что же такое «бессознательное», нигде не
пытается зафиксировать, что такое «сверхсознание» или «подсознание». Напротив,
Станиславский отказывается от какого-либо теоретизирования по поводу «самого
главного»: он просто фиксирует наличие «бессознательного» в качестве, как
говорят физики, феноменологического факта, как вывод из наблюдения.
Станиславский сам познал радость вдохновенной игры, был свидетелем такой игры
Ермоловой, Сальвинн, Шаляпина и других крупнейших мастеров. Он прекрасно помнил
пушкинское определение вдохновения как расположения души к живейшему восприятию
впечатлений жизни. Он знал, что такое расположение души у артиста возникает
редко, и жизнь потратил на то, чтобы
помочь ему найти «манки» и приспособления, вызывающие «по заказу» эту высшую
творческую силу. От «правдоподобия чувствований», от магического «если бы», от
предлагаемых обстоятельств, от разбуженной фантазии, от умения сосредоточиться,
определить задачу и сквозное действие, от способности насыщенного общения и
взаимодействия с партнером, от гражданской и человеческой разбуженности. от
сверхзадачи — к «я есмь», к вдохновению,
к «истине страстей». |