Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! В предисловии к книге «Работа актера над
собой» Станиславский указывает на ключевое значение шестнадцатой главы книги, в
которой для него — «суть творчества и
всей «системы». Эта глава называется «Подсознание в сценическом самочувствии
артиста». Но, повторим, ни в этой главе, ни в каком-либо ином месте
Станиславский не определяет этого важнейшего понятия. Он рассчитывает, что
артист, практически относящийся к его «путеводителю», знает, что без участия
подсознания нет вдохновения. А тому, кто не чувствовал радости вдохновенной
игры, этого и не объяснишь. Система не фабрикует вдохновения, но подготавливает
к нему. располагает к нему, ищет к нему косвенные пути, не раз повторит Станиславский.
Тем не менее не только театроведы, но и психологи пытаются осмыслить в научном
плане некоторые практические наблюдения Станиславского, в частности,
настойчивое разделение им понятий «подсознания» и «сверхсознания» артиста. П.
В. Симонов считает, что Станиславский в данном случае не просто употребляет
синонимические слова, но наталкивается на чрезвычайна глубокое и существенное
различие двух механизмов, участвующих в творческом акте. Сверхсознание, пишет
ученый, есть особый вид неосознаваемого психического. Если «подсознание»
заведует, так сказать, сугубо индивидуальными приспособительными реакциями
организма, автоматизированными навыками, оттенками эмоций и их внешним
выражением. то «сверхсознание участвует в формировании гипотез, «бескорыстных»
(познавательных) мотиваций, сверхсознание осваивает те сферы действительности,
прагматическая ценность которых сомнительна. неясна». Сверхсознание
артиста—это область открытий,
изобретений, новостей. Сверхсознание открывает неизвестное, подсознание
подбрасывает штамп. В источнике сверхсознания формируются самые сумасшедшие
творческие проекты, самые неожиданные художественные гипотезы, которые в
большой степени противостоят консерватизму сознания, охраняющего нас от всего
случайного, сомнительного, не апробированного практикой. Вот эту «ядерную»
энергию, питающую первородный характер актерского дела, Станиславский пытался
«покорить» и выманить косвенными воздействиями. Овладение психотехникой,
«элементами» собственной творящей природы становилась в этом плане условием
существования актерской профессии. Пожалуй, ни одно из понятии системы не было с
течением времени так девальвировано, как все, что связано с приставкой «сверх».
То, что Станиславский старался не расшифровывать, стали запросто объяснять.
Особенно это относится к «сверхзадаче», которую чаще всего сводили к достаточно
простому идеологическому знаменателю. К сожалению, Станиславский сам дал в
книге несколько примеров такого рода —
сверхзадача. трудно или совсем не переводимая на язык логики, определяется в
таких, например, словах: «возвышать и радовать людей своим высоким искусством,
объяснить им сокровенные душевные красоты произведений гениев», «просвещать
своих современников». Подобные примеры многих потом сбили с толку. Логическое
определение сверхзадачи спектакля выпрямляло и в большой степени обессмысливало
систему и весь творческий процесс, идеологизировало и схематизировало искусство
артиста. Оно убивало страстное и глубоко личное стремление художника сообщить
людям нечто чрезвычайно важное о них, о себе, о правде и справедливости, о
«свойствах страсти», о добре и зле, заразить этими чувствами зрителя, вызвать
сопереживание. Не на уровне второй сигнальной
системы, но на том же уровне «подсознания» и «сверхсознания», когда
пробуждается «живой дух зрителя» под воздействием органически созданной «жизни
человеческого духа» на сцене, когда зритель выключается из своего личного
времени и приобщается к чувству своего рода, своего народа, всего человечества.
Сверх-сверхзадача — в контексте всей
системы и всей артистической жизни Станиславского — это не отдельная идея, не мысль, не идеологическая конструкция.
Это глубочайшая внутренняя потребность художника, идя «от себя», сообщить миру
самое сокровенное. Сверхзадача не предшествует творческому акту, а выявляется в
нем самом. Репетируя и затем творя на сцене, артист осваивает сверхзадачу роли,
познает другого как самого себя, действует в предлагаемых обстоятельствах,
мобилизуя опыт сознания и сверхсознания. Переживай, проживая роль, он
испытывает чувства особого рода: изображаемого лица и художника, оценивающего
свое творчество. Такого рода «раздвоение» у Станиславского названо, но, в
отличие от Брехта. он не делает из этого раздвоения подчеркнутого приема, не
доводит его до «очуждения», не выводит в оценочную плоскость. Высшая радость
артиста для него оставалась в полноте внутреннего перевоплощения,
импровизационного самочувствия. Он очень ценил и воспитывал в актерах вкус к
настоящему времени театра, когда сверхзадача освежается каждый раз, при каждом
новом сотворении роли, вбирая в себя токи сегодняшнего «простого дня»,
сегодняшнего зала, сегодняшнего летучего настроения. Он мечтал в последние годы
о том. чтобы играть спектакль в разных мизансценах. для того чтобы мизансцены
не заштамповывались, а незыблемой оставалась только внутренняя линия действия.
Для того чтобы артист зажил новым, свежим чувством и мог «свободно гулять в
области правды». Станиславский готов был даже придумать такой спектакль, в
котором «актеры не знают, какую из четырех стен откроют сегодня перед зрителем». |