Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! В поисках души системы, Станиславский
обнаружи действенную природу актерского искусства: «Я мно1, работаю,—
сказал он однажды,— и считаю, что ничего
больше нет: сверхзадача и сквозное действие — вот главное в искусстве». Понятие
«действие», однако. сложно трансформировалось у Станиславского. На ранних
этапах создания системы он придавал первостепенное значение творческому
самочувствию артиста. И от этого самочувствия начинал и развертывал всю «схему
системы». Со временем Станиславский пришел к мысли, что «переживание» и верное
творческое самочувствие сами являются производными и достигаются только
косвенным путем, а именно продуктивным, логически оправданным действием. Логика
действий и поступков приводит актера к верному творческому самочувствию, к
«истине страстей». Чувства становились таким образом не искомой целью, но лишь
внешним проявлением, индикатором глубоко запрятанных устремлений персонажа, его
внутренних мотивов, хотений и интересов. «Метод физических действий» нацеливал
актера и режиссера на поиск глубинных пружин и основ человеческого поведения,
на осторожную реконструкцию живого и противоречивого человеческого духа по
«меткам» малых, простых и более сложных
действенных проявлений. До сих пор нельзя считать проясненным вопрос
о соотношении системы и «метода физических действий». Есть точка зрения,
согласно которой «метод» не добавление к тому, что сделал Станиславский до
начала 30-х годов, а качественный переворот в его представлениях о природе
творчества актера и режиссера. Есть и другая точка зрения, учитывающая глубокую
связь последних экспериментов Станиславского с духом системы, с поисками
косвенных путей и новых «манков» к органическому творчеству артиста. Для нас
несомненно одно: если понимать систему не как катехизис или учебник, а как
«целую культуру» (а именно так понимал ее Станиславский), то последние его
открытия без всякой натяжки вписываются в контекст этой культуры, не имеющей
завершения и открытой для дальнейших поисков. По истории театра мы очень хорошо
знаем, как абсолютизированный «метод физических действий» приводил к худшим
видам педагогической схоластики. Настойчивые адепты Станиславского доказывали,
что найден наконец гениально простой и для всех доступный способ, который сам
по себе приводит к творческому самочувствию, если артист усвоит всю физическую,
внесловесную линию роли. Как будто сами человеческие действия так просты для
разгадки, как будто одни и те же поступки не совершаются из самых разных, часто
противоположных побуждений и установок, как будто человеческая душа — это такая флейта, на которой может запросто
сыграть любой заезжий Гильденштерн или Розенкранц, усвоивший за несколько
уроков новейшие приемы «метода». Последнее открытие Станиславского в руках
многих его интерпретаторов стало еще одной технологией, еще одной алхимической
идеей. подменяющей целостную культуру воспитания и обучения
актера-профессионала. |